«Премьера Голоса». Исторический детектив Юрия Москаленко «Адмиралы» (часть 7-я)
Обложка @konti
Автор: Юрий Москаленко, @biorad
Продолжение. Часть 1-я, часть 2-я, часть 3-я, часть 4-я, часть 5-я, часть 6-я
Часть 7-я
Центурион, распоряжавшийся казнью, должен был не только проконтролировать все этапы распятия, но и удостовериться в смерти казнённых. Смерть на кресте происходила, как считают медики, в результате удушья. Агония могла длиться до двух и даже трёх дней, поэтому для сокращения страданий приговорённым обычно перебивали голени. Но Господь страдал на кресте лишь шесть часов. Чтобы удостовериться, что наступила смерть, центурион пронзил ему рёбра копьём, и тотчас, говорит Евангелист Иоанн, «истекли кровь и вода».
Орудия Страстей Христовых: Крест, гвозди, копьё сделались объектами церковного почитания. Крест, обретённый равноапостольной Еленой, уже в IV столетии разделённый на множество частей и частиц, распространился по всем церковным центрам Империи. Что касается копья...
Либерзон сделал передышку. Внимательно посмотрел на Митяя.
— Я не такой уж большой знаток библейских текстов, а потому мне всё кажется правдоподобным. Но скажи мне на милость — откуда ты нахватался таких подробностей? Если всё так и дальше пойдёт, то, пожалуй, ты сможешь рассчитывать на одну «Белочку». Вот только скажи: ты сам в это веришь?
— Лев Моисеевич, обижаете. Я пропесочил не только библейские тексты, но и ряд источников, которые были оставлены человечеству людьми, жившими в христианские времена.
— Ты будешь так лечить свою бабушку, которая верит тебе на слово. Сдаётся мне, что в основе твоего рассказа лежит сплошная казуистика.
— Шеф, что вы вкладываете в это слово?
— Не надо косить под невежду. Казуистика, на мой взгляд, это умение выкрутиться из сложной ситуации и убедить читателя, даже когда доказательств явно не хватает, и тогда нагромождаются ложные идеи, которые явно одеваются в одежды правды.
— Не пойму, что вас так смущает в этом рассказе?
— Я уже явно дал понять: нагромождение деталей. Например, какой центурион мог находиться возле пригвождённого к кресту в течение двух-трёх суток. Ему что, больше делать нечего было? И второе несоответствие: если у человека был приказ — не облегчать страдания с помощью удара копья, то зачем же этот Лонгин нарушил инструкции? Разве он не понимал, что за самоуправство он может быть жестоко наказан.
— Шеф, я в который раз удивляюсь вашей проницательности. Вы ещё и до четверти не дочитали, а уже разложили всё по полочкам…
— Интуиция, Митяй, интуиция. Знание психологии. В конце концов, я родился и вырос на книгах Барбары Картленд. Моё любимое произведение — «Ангел в сетях порока». Это лучшее из её 377 произведений. Хотя все они, словно дороги, проложенные через пустыню, предсказуемы.
— Вас никогда не понять, когда вы шутите, а когда говорите серьёзно. Больше чем уверен, что вы не читали все эти любовные романы.
— Теперь я вижу, что ты начинаешь включать логику в своё мизерное мышление. Но посмотрим, что ты там дальше накропал.
«В Новом Завете эпизод прободения тела Христа копьём содержится только в Евангелии от Иоанна (19:31–37). В апокрифической литературе самое раннее упоминание этого эпизода встречается в Евангелии от Никодима (предположительно IV в.). Пронзивший тело Иисуса римский солдат назван в этом апокрифе по имени: сотник Лонгин. Одно из самых ранних изображений сцены распятия — миниатюра из Евангелия Рабулы, иллюминированной сирийской рукописи VI века — включает и имя солдата, надписанное над его головой по-гречески: Логин, (не исключено, однако, что имя могло быть добавлено в миниатюру позднее). Потом к этому имени прибавилась буква «н».
Согласно Евангелию от Иоанна, Лонгин пронзил копьём уже мёртвого Иисуса, после чего «истекла кровь и вода». С этим утверждением категорически не был согласен античный критик христианства — Цельс. Он особенно подчеркивал, что Иисус был ещё живой, когда произошло это убийство.
В различных церквях мира хранится несколько реликвий, которые считаются копьём Лонгина либо его фрагментом. С целью установления возраста, наиболее соответствующего евангельскому времени, учёными проводятся экспертизы.
Ватиканское копьё — хранится в Базилике святого Петра в Риме, куда попало в XVIII веке из Парижа, где находилось, как считается, со времён Крестовых походов. Оно отождествляется с копьём, хранившимся в Константинополе, а прежде в Иерусалиме, по крайней мере с V века.
Армянское копьё — реликвия находится в Армении, в сокровищнице Эчмиадзина (новое название Вагаршапат). Там оно хранится с XIII века; до этого находилось в Гегардаванке (Армения), куда было привезено, как считается, апостолом Фаддеем (Гегардаванк дословно переводится как «Монастырь копья»). Армянские верующие утверждают, что учёными Великобритании доказано, что лишь армянское копье является настоящим и относящимся к I веку н. э.
Венское копьё — ведёт свою историю со времен Оттона I (912-973 годы). Оно характеризуется вкраплением металла, считающимся гвоздём с распятия…»
Либерзон попросил новую порцию кофе и начал чертить на листке бумаги какие-то схемы. Они расползались по бумаге, словно паутина…
— Теперь-то ты видишь, что я был прав. Что-то с самого начала мне в твоём рассказе показалось мне подозрительным. Тут ты, пожалуй, свернул на таинственную дорожку, которую проложил очень один известный писатель-мистик. Я имею в виду рассказ про пять одинаковых кошек, когда человек думал, что убитый им кот воскресает всякий раз, а потом оказалось, что он погубил кота, кошку и их котят. Вот скажи, можно ли было предположить, что одно единственное копьё, а я уверен в том, что оно было в одном экземпляре, вдруг размножилось?
— Шеф, это вполне правдоподобная история — вы же сами знаете, многие правители любили окружать себя раритетами и простодушно были уверены в том, что именно им принадлежит главный артефакт.
— Более того — желающие верить в свою исключительность зачастую окружают себя сонмом людей, которые умеют доказать им, что это именно так. Достаточно вспомнить советский фильм «Чародеи».
— Вот-вот. Вы будете читать дальше?
— Конечно, мне хочется узнать, куда завели тебя проблески озарения. Но ты, к несчастью, очень предсказуем. Хочешь, я расскажу, кто у тебя станет в этой инсинуации одним из главных действующих лиц?
— Интересно, кто же?
— И к бабушке не ходи — Адольф Гитлер.
— Почему вы решили, что это будет именно он?
— Он такой же мистик, как и ты! Посмотрим, угадал ли я?
— Дальше можете не читать, вы угадали!
— И тем не менее…
«После аншлюса Австрии Гитлер вывез копьё в Германию, которое было помещено в Нюренберге. Оно было возвращено Австрии генералом Джорджем Паттоном и настоящий момент находится в Императорской Сокровищнице.
В центре легенд артурианского цикла находится уже не крест как христианский символ, а меч и серия символов, связанных с «кровью христовой», «чашей с кровью», «сочащемся кровью Рыбном Короле», «копьём, с которого непрерывно текут капли крови» ...
Есть различные толкования этой серии символов, но все они так или иначе связаны с физической субстанцией, атрибутируемой Иисусу, сохранением и поклонением в том или ином проявлении физическому телу и физической сущности Иисуса.
Исходя из этого, естественно, и само копьё, нанёсшее рану телу, рассматривается как могущественный символ, который потенциально, попав к избранному персонажу, способен залечить рану и восстановить ослабевшее от раны тело в полном объёме присущих ему свойств. Вокруг этого символа логически выстраивается структура отбора достойных, способных «задать правильные вопросы» и «понять смысл испытаний инициации».
Персонажи, прошедшие испытания, доказавшие свою избранность, обретают вместе с копьём невероятную мощь, способность править всем миром, низвергать своих противников. Но только до тех пор, пока они не расстанутся с копьём и не нарушат установленный обряд поведения. Акцент на «крови», «материальной сущности», «физической связи рода Давида» характерен для ветхозаветной и частично унаследовавшей её латинской католической традиции».
Продолжение следует...