Уважаемые пользователи Голос!
Сайт доступен в режиме «чтение» до сентября 2020 года. Операции с токенами Golos, Cyber можно проводить, используя альтернативные клиенты или через эксплорер Cyberway. Подробности здесь: https://golos.io/@goloscore/operacii-s-tokenami-golos-cyber-1594822432061
С уважением, команда “Голос”
GOLOS
RU
EN
UA
vox.mens
6 лет назад

Три версии гибели Галича. Почти детектив в трех частях.

А почему аборигены съели Кука?
В.Высоцкий.

автор: @francisgrey

Часть первая. Предисловие и версия первая.

Предисловие.

15 декабря исполняется 40 лет со дня гибели известного русского поэта и драматурга Александра Галича. Называют его до сих пор всего лишь известным, а ведь к нему применимо и «кто кончил жизнь трагически, тот истинный поэт» и «погиб поэт, невольник чести, пал, оклеветанный молвой!» (погиб трагически – бесспорно, насчет чести – честь можно рассматривать и как честь поэта, внутреннее обязательство писать правду (вот и притянулась связь с Пушкиным, которую Галич всегда искал и находил при жизни. О том, как про-притягивал он, писала в предыдущих моих постах: [Авторская песня] Александр Галич как явление русской литературы. и "Поэзия Голоса". Рубрика "Жизнь поэта": Александр Аркадьевич Галич

А насчет молвы – так это так до сих пор, стоит только заглянуть в интернет. А уж на момент его гибели – много гадкого написали о нем советские газеты, ставя его в один ряд с полностью реабилитированными и ставшими гордостью страны Солженицыным и Сахаровым. Вот только не дождался он до сих пор, не то чтобы такого почета (теперь его не ставят в один ряд с внесшим большой вклад в физику и развитие военной промышленности и демократии СССР Сахаровым, именем которого назван проспект в Москве и есть музей которого, и Солженицыным, улица которого есть не только в Москве, а произведения включены в школьную программу), но даже достойного признания как поэта.

А в чем причина? В изобилии поэтов того времени, блестящих, принципиально отличающихся от других, внесших заметный вклад в историю литературы, на фоне которых Галича можно упомянуть лишь как фрагмент литературной атмосферы эпохи, для иллюстрации творчества более интересных и достойных, и не более того? Неужели лишь этого удостоился тот, чьи записи были в каждой интеллигентной семье, чью потерявшую авторство песню «Право на отдых»

распевала вся страна, ВСЕ произведения которого были запрещены в СССР, о котором политзаключенный брежневских времен Владимир Буковский, знаменитый тем, что его обменяли на другого политзаключенного - руководителя коммунистической партии Чили Луиса Корвалана, а потом в народе стала ходить частушка «Обменяли хулигана на Луиса Корвалана, где б найти такую б…ь, чтоб на Брежнева сменять», написал «Для нас Галич ничуть не меньше Гомера». И ведь с Буковским были согласны не только политзаключенные, которых, как оказалось, было не так и мало даже в брежневские времена, но и многие, многие другие, часами крутившие-вертевшие радиоприемники, чтобы сквозь глушилки услышать голос Галича. Так в чем дело? А неформатный он. И тем, что написал, и жизнью своей, и историей гибели, ну всем вместе. Ведь если признать за ним достойное его/надлежащее место в литературе, начнется тщательное изучение не только творчества, но и истории его жизни, и потянутся ниточки…. А так – есть один большой труд М.Аронова «Полная биография» и достаточно с него и его немногочисленных поклонников.

Причины гибели Галича неясны до сих пор, существуют три версии – убийство, самоубийство и несчастный случай. При этом версия первая распадается на две – убийство западными спецслужбами и убийство советскими.

Версия первая. Убийство западными спецслужбами.

Рассмотрим первую версию. Как только поэт погиб, в советской печати появились злорадные сообщения об этом, конечно, не с совсем уж прямыми утверждениями, но более чем конкретными намеками на то, что это дело рук западных спецслужб, что дало противоположный эффект - поселило в народе уверенность, что это дело рук КГБ. Версия убийства западными спецслужбами была поддержана позже в фильме «Александр Галич. Документальное расследование»


Вроде бы не прямо, весь фильм «Документальное расследование», с самого начала, подает эту версию как основную. Интересно, что в этом фильме прозвучала запись одной из радиопередач со словами «великий русский поэт». Увы, не стали больше его так называть… В фильме говорится о конфликтах Галича с американскими работодателями и намерениях вернуться в СССР, о принуждении вдовы Галича к отказу от расследования. Подкрепляется эта версия фактом, что документы французской полиции о гибели поэта до сих пор засекречены. В фильме для объективности рассказывается и о варианте убийства советскими спецслужбами. Этот вариант, однако, отвергается как невозможный и звучит фраза «известно, что Андропов (председатель КГБ – прим. автора) хотел вернуть Галича в СССР». Бывший советский резидент в Риме Леонид Колосов (кстати, автор многих ругательных статей о Галиче, как список которых приводится в исследовании «Полная биография», с. 815-817, в этой же книге на с.818 содержится информация, аналогичная приведенной в фильме) говорит в фильме, что ему было поручено дать Галичу сразу много денег (прям как в песне Высоцкого «Пародия на плохой детектив» - «Будут деньги, …, много женщин и машин!")

И обещать полное собрание сочинений. Это в предположении, что Галич был тем, кем он был – поэтом протеста, диссидентом. Заявление про издание полного собрания сочинений кажется маловероятным, если не предположить, что намерений выполнить это обещание не было, так как невозможно предположить, что издАли бы «А за городом заборы, за заборами вожди!» [песня «За семью заборами»] и «Палачам бывает тоже грустно, пожалейте, люди, палачей!» [песня «Плясовая»]. Слишком был тогда силен в людях вдолбленный с детства лозунг о «братстве, равенстве, счастье» с соответствующими мифами. И не мог Андропов согласиться с тем, что возглавляемое им ведомство в открытую названо палачами. И разве можно поверить, что в таком ведомстве, обладающем лучшими аналитиками, всерьез полагали, что Галич стал бы входить в сговор с вылившим на него ушаты грязи Колосовым. Скорее это эпизод для биографов Колосова, человека, бесспорно, талантливого, интересного, жизнь которого, несомненно, детектив.

А еще есть вариант, что Галич был советским агентом, который должен был разоблачить антисоветскую деятельность радио Свобода, о чем упоминается в статье и говорится, что эта операция также была на контроле самого Андропова.

Вторая подверсия первой версии круче, чем удивившая когда-то (но тоже как-то не подкрепленная фактами) новость о том, что основоположник русской авторской песни Вертинский был советским шпионом. Правда, еще круче одна из подверсий об убийстве Галича советскими спецслужбами с участием Высоцкого. (см. часть 2). Абсурд заключается в том, что на Радио «Свобода» хватало советских агентов, среди которых бывший главный редактор Русской службы Радио "Свобода" Олег Туманов. И невозможно представить, что идейный чекист мог писать такие, столь трогавшие душу песни.

Часть 2. Убийство советскими спецслужбами?

Нечто странное излагается на сайте «Семейные ценности» и в издании «Бульвар Гордона» - Бульвар Гордона № 42, 15 октября 2013 - приводятся интервью с дочерью Галича, один из вопросов интервью «Бульвару» содержит ссылку на интервью этой газете бывшего сотрудника КГБ: «Михаил Крыжановский утверждал, что к гибели вашего отца причастен артист Театра на Таганке прославленный бард Владимир Семенович Высоцкий, который по совместительству работал на КГБ как агент Виктор», отвечая на который, что Высоцкий был завидовал Галичу и связывает гибель своего отца с посещением его Высоцким. Версия не менее абсурдная, чем та, что Галич был агентом КГБ, поскольку Высоцкий был значительно популярнее Галича и хоть и наркоманом, но настоящим человеком. В интервью газете Крыжановский говорит, что дочери показали дело со всеми агентурными сообщениями. Дочь Александра ГАЛИЧА актриса Алена ГАЛИЧ-АРХАНГЕЛЬСКАЯ:

«В гибель папы от несчастного случая я никогда не верила. В день смерти его посетил Высоцкий, а когда дверь, выпуская гостя, открылась, в квартиру вошли двое...»

Версия об убийстве советскими спецслужбами долгое время была настолько распространена в народе, что даже в посвященной Галичу 19 октября 1999 заметке в газете «Известия» упоминается как единственная альтернатива несчастному случаю.

Фото копии газеты

Эта версия подробно рассматривается как основная в книге Михаила Аронова «Полная биография»в объемной главе «Что случилось 15 декабря». Глава имеет 2 эпиграфа – из «Собаки Баскервилей» А.Конан-Дойла и «Исчезновения господина Давенхайма» Агаты Кристи. По ходу главы эта версия подкрепляется не столько документально (документов, прямо подтверждающих этот факт, в распоряжении автора не было), она подкрепляется скорее художественными построениями автора, на что и указывают два эпиграфа из художественной литературы и, несмотря на большой объем главы и ссылки на многочисленные изученные источники, версия не кажется более убедительной, чем первая. Сначала автор приводит много информации, если и имеющей отношение к делу, то очень-очень косвенное. По вопросу, со ссылкой на источники, изложено то же, что в фильме (информация от дочери Галича). Большое внимание уделяется записке, которую получила мать Галича за год до этого, с упором на то, что опасно даже спустя столь много времени предавать на обозрение записку, поскольку автор может пострадать. (Это в книге, изданной в 2012.В интервью дочери от 2013 года говорится, что записка хранится в музее Сахарова в Москве). Записка трактуется как предупреждение. Также приводится мнение академика Сахарова, изложенное в его «Воспоминаниях», что записка была угрозой. Далее со стр. 768 по стр. 815 идет что-то типа очерка о политических убийствах в СССР, на с.808 есть ссылка на информацию из книги Батшева о том, что было оружие, по внешнему виду не отличавшееся от конденсатора радиоприемника, и ссылка на высказывание министра иностранных дел Грузии при президенте Гамсахурдиа Георгия Коштария, ранее бывшего полковником СССР,со стр.815 по 822 – описание литературоведческих шедевров и подвигов Колосова с вписанием его действий в версию убийства, точнее – обрамления убийства (?) ими.В духе Агаты Кристи. На стр.818 и 819 автор приводит уникальное свидетельство - высказывание дочери поэта, которое приводится и в фильме «Александр Галич.Точка невозврата». И у него все складывается. На стр.824 приводится фраза «безвестного сотрудника 5-го управления «Нейтрализация Галича и Амальрика – наше большое достижение», а на с. 825 цитируется составленный в конце 1974 первоначально упомянутый на с. План агентурно-оперативных мероприятий по разработке «Паука, участников журнала «Континент» и их связей».

Часть 3. Версия самоубийства и версия несчастного случая.

Версия о самоубийстве упоминается в фильме «Документальное расследование» и сообщается, что сторонник этой версии – писатель Юрий Нагибин, в дневниках которого она изложена.

По словам дочери Галича в фильме, дело Галича не рассекретили даже во времена гласности. Потом тоже. Никакой информации о том, что дело рассекретили и, соответственно, содержащейся в нем информации, не нашла. М.Аронову для его исследования не удалось добыть информацию ни из советского дела, ни из французского, судя по тому, что ее нет в книге. Хотя можно предположить, что нет в них ничего, указывающего на убийство, может, просто подпадают под какие-то инструкции…

В голову мне приходил и вариант, что спецслужбы договорились, что был неудобен всем, но…тогда абсурд увеличивается.

Версия несчастного случая тоже не должна исключаться. Эта версия также подробно рассмотрена в книге М.Аронова.

На с.829 указано, что мэром Парижа Жаком Шираком была назначена комиссия, которая склонялась к версии несчастного случая. Друзья поэта добивались признания несчастного случая из-за дефекта оборудования, чтобы предъявить претензии компании-производителю оборудования и заставить платить компенсацию вдове поэта, и, как написал М.Аронов, это им удалось.

Я много лет задавалась вопросом о тайне гибели поэта.

И, увидев в Полной биографии эпиграф из произведения А.Конан Дойла, увлекавшегося оккультизмом, решила для полноты картины задать его эзотерику.

Привожу текст диалога.

Вопрос.

Была ли смерть поэта Галича 15 дек 1977 убийством, самоубийством или несчастным случаем?

Ответ:

При исследовании данного вопроса с эзотерической точки зрения были проведены сеансы по подключению к „Хроникам Акаши“. В результате как эмпирических, так и теоретических опытов (по совокупности), был получен определенный результат, который выражается в ответе:

А. Галич погиб от удара электрическим током в результате несчастного случая или по-другому от элементарной халатности и несоблюдения технологических правил эксплуатации электрических приборов.

Версии о причастности ЦРУ отвергаются на основании того, что А.Галич не был влиятельной фигурой, имеющей возможность влиять на процессы, ставящие под угрозу проведение операций против СССР.

Версии о причастности КГБ, так же не имеют под собой твердой почвы. Галич имел мысли о возвращении в СССР, об этом говорят и воспоминаниях его друзья - "готов бросить все и уехать хоть на Колыму". Также не играл заметной роли в противостоянии СССР и США.

Версия о самоубийстве – отбрасывается на основании того, что дела А. Галича, в последнее время перед смертью пошли на поправку, так:
в издательстве "Посев" вышла книга стихов "Когда я вернусь".
"ИМКА-Пресс" издало собрание песен русских бардов.
стал вести еще одну шуточную передачу, которая называется "Галич в Париже читает "Литературную газету".
Также А.Галич имел возможность путешествовать, т.е. передвигаться по Европе (в одной Италии был только за этот год шесть раз).

Фото из книги «когда я вернусь»

Т.е. финансовый вопрос, в этот период, перед А. Галичем не стоял особо остро.
По ссылке довольно хорошо описано действие тока.
И вот что пишут о ожогах.

Электрический ожог – это как бы аварийная система, защита организма, так как обуглившиеся ткани в силу большей сопротивляемости, чем обычная кожа, не позволяют электричеству проникнуть вглубь, к жизненно важным системам и органам. Иначе говоря, благодаря ожогу ток заходит в тупик.
Когда организм и источник напряжения соприкасались неплотно, ожоги образуются на местах входа и выхода тока. Если ток проходит по телу несколько раз разными путями, возникают множественные ожоги.

Со временем, когда рассекретят архивные материалы, возможно, будет получен однозначный ответ на этот вопрос. А пока в этом тексте изложила все результаты моих многолетних любительских изысканий и размышлений по данной теме.

фильм НТВ «Александр Галич. Точка невозврата»
Но, так как и дочь, и сын ее, выбросивший, по ее словам, на помойку архив деда, периодически предстают единственными хранителями памяти Галича, и ссорятся с Ниной Крейтнер, сделавшей очень много для легализации/публикации произведений поэта, то как-то нет у меня доверия к ее словам.

дизайнеры @konti и @orezaku

 Платформе Pokupo.ru требуется человек, который сможет организовать маркетплейс для Голоса. 
От нас - площадка, инструменты и 20% от прибыли.  От вас - предприимчивость, владение темой и упорство. 

Подробности в посте.  Все вопросы - @ivelon или в телеграм-чате. 

1
77.700 GOLOS
На Golos с August 2017
Комментарии (3)
Сортировать по:
Сначала старые