Ар-нуво Альфонса Мухи. Часть 1. «Французский период»
В канун Рождества 1894 года в Париже ожидали премьеру «Жисмонды» с Сарой Бернар в главной роли. Срочно требовались афиши, но не тут-то было – в праздничную неделю все отдыхали.
Кто-то посоветовал актрисе молодого художника. Оставшись без средств, он вынужден был брать случайные заказы, чтобы продолжить обучение в художественной академии.
Этим начинающим художником был чех Альфред Муха. Он с энтузиазмом взялся за работу, тем более, что опыт у него уже был: некоторое время он работал в Вене в мастерских театральных декораций.
Вывеска к спектаклю Сары Бернар произвела фурор. Дело в том, что размеры афиш в конце 19 века были определены размером литографского камня, который использовался в процессе печати. Художник придумал новый приём: укладку производили из двух узких частей, которые затем соединяли в одно полотно.
Размеры такой афиши были около 2-х метров, практически в человеческий рост. Изображение актрисы выглядело стильным и впечатляющим. Говорят, что когда люди проходили мимо, они невольно вступали в зрительный контакт с изображением.
Быстро пришла мода коллекционировать плакаты Мухи: стоило их только расклеить по городу, поклонники тотчас срывали новую работу талантливого декоратора. Эти афиши и прославили его. Полотна были выполнены в новом, совершенно необычном стиле, эффектном и декоративном одновременно, напоминая картину, собранную из арабесок.
Великая актриса пришла в восторг и пожелала лично познакомиться с талантливым художником. Вскоре она заключила с ним контракт на пять лет. В течение этого времени Альфонс Муха рисовал для актрисы афиши, эскизы ее костюмов и декораций, наброски уникальных ювелирных изделий. Благодаря участию Сары Бернар художник смог претендовать на должность главного декоратора в театре «Ренессанс». Им были созданы афиши к «Гамлету», «Тоске», «Медее», «Даме с камелиями».
Текучие формы, женские образы, орнаменты, растения и птицы стали узнаваемым новым стилем ар-нуво, который иногда именовали «стилем Мухи».
Как правило, в центре работы всегда присутствовал женский образ с милым профилем и роскошными волосами. Локоны были частью форм и орнамента, красивым элементом, который простые поклонники обожали. Но далеко не все разделяли восхищение новым стилем. Критики не раз писали, что эти струящиеся волосы выглядят банально и называли их «макаронами».
Тем не менее, пресса писала о Мухе, как о новом явлении в искусстве. Ему удавалось совмещать работу декоратора и художника-иллюстратора, он был автором многочисленных рекламных панно и буклетов. Изображения «La Femme Muchas» украшали парижские рестораны, салоны и кабинеты.
Газеты с завидным постоянством посвящали ему свои колонки, поскольку художник давал повод: у него получилось талантливо и оформлять интерьеры, и создавать эскизы декоративных украшений, календарей и открыток. На рубеже столетий одно из известных Парижских издательств заключило с Мухой контракт на издание его печатных произведений. Это было началом нового времени, которое требовало современных форм и необычного содержания.
«Французский» период Альфреда Мухи продолжался 20 лет. В это время им были созданы серии графических работ в стиле ар-нуво: «Цветы», «Искусства», «Месяцы», «Звёзды», «Времена года», «Драгоценные камни», «Деревья».
В 1900 году художник участвует в оформлении павильонов парижской Всемирной выставки, а в 1901 году Муха оформил в своём излюбленном стиле интерьеры торгового дома Фуке.
Муха был принят парижским светским обществом, одним из его друзей был Поль Гоген. Публика восхищалась его новыми идеями, заказы шли один за другим, было престижно иметь что-нибудь из работ Мухи. Наконец-то, художника больше не волновали вопросы заработка. Говорят, что его парижская квартира больше напоминала музей, художник любил красивые вещи и мог себе позволить их покупать.
К исходу десятилетия наступившего XX века интерес к модерн заметно падает. Художник чувствует, что ничего нового Париж не в состоянии ему дать, всё чаще его посещают мысли о родной Чехии, он вновь и вновь возвращается к теме исторического прошлого славянских народов.
Читать 2 часть
Все представленные в статье произведения искусства находятся в общественном достоянии