Уважаемые пользователи Голос!
Сайт доступен в режиме «чтение» до сентября 2020 года. Операции с токенами Golos, Cyber можно проводить, используя альтернативные клиенты или через эксплорер Cyberway. Подробности здесь: https://golos.io/@goloscore/operacii-s-tokenami-golos-cyber-1594822432061
С уважением, команда “Голос”
GOLOS
RU
EN
UA
vp-painting
7 лет назад

Альфонс Муха. Часть 2. «Американский период» и «Славянская эпопея»

Читать 1 часть

В 1906 году Альфонс Муха закрыл студию в Париже и отправился с молодой женой за океан. Благодаря Саре Бернар художник был известен в Америке, о чём говорила статья, напечатанная в газете New York Daily News к приезду художника. Муха планировал поправить своё материальное положение, принимая заказы на портреты состоятельных дам.

В Америке художник имел известность благодаря своим афишам, был интересен, как театральный декоратор, но как портретист, успехом не пользовался. Вплоть до 1910 года Альфонс был преподавателем Чикагского Художественного института и по-прежнему работал театральным декоратором, но не оставлял надежды в скором времени вернуться на свою родину в Чехию.

«Славяне на исконной Родине: между туранским кнутом и готским мечом». А. Муха, 2012 г.

Картина освещает события II-IV веков, когда территория на месте современных территорий Украины, Польши и Белоруссии оказалась под воздействием двойного влияния – со стороны готов, пришедших с северо-запада и основавших на территории Украины свое государство, и со стороны перекочевавших с востока гуннов.

Прежние темы исчерпали себя, и художник обдумывал идею исторической эпопеи. Судьба благоволила к Альфонсу Мухе и вскоре, на одном из русских приёмов, он знакомится с Чарльзом Ричардом Крейном – сыном известного миллионера. Наследник миллионного состояния был знатоком культуры Востока и искусства Восточной Европы, он был одним из первых меценатов в Америке, кто собрал внушительную коллекцию русской живописи.

В его лице Муха встретил единомышленника. Крейн был восхищён талантом художника, но ещё более он вдохновился идеей эпохальной истории славян, потому и спонсировал создание «Славянской эпопеи». Вскоре был составлен договор, по которому все картины по их завершению должны быть переданы в дар Праге, а власти обязались построить галерею, где вся серия работ будет находиться в постоянной экспозиции. К сожалению, условия 1910 года так до сих пор и не были выполнены властями.

«После Грюнвальдской битвы». А. Муха, 1923 г.

Грюнвальдская битва – кровавое сражение «Великой войны» (1409-1411 гг.), произошедшее 15 июля 1410 г. между польско-литовским войском и тевтонскими рыцарями. Позднее в составе Великого княжества Литовского находилась большая часть земель древней Руси, включая Смоленское княжество.

Альфонс Муха с женой и двумя дочерьми вернулся в Чехию, поселившись в старом замке Збироге, недалеко от Праги. 18 лет художник работал над исторической серией полотен, которая состоит из 20 картин. Половина из них была посвящена истории чешского народа, а вторая часть – истории других славян. Это была иллюстрация наиболее важных событий прошлого славянских народов.

«Отмена крепостного права на Руси», «Печатанье Кралицкой библии в Иванчицах», «Царь Симеон Болгарский», «После Грюнвальдской битвы» и другие – всего 20 картин размером 8х6 метров были написаны в Хрустальном зале замка. Огромные полотна были устроены, как паруса, которые поднимались с помощью специальных тросов. Муха много советовался с историками, интересовался справочниками и оригинальными источниками.

«Болгарский царь Симеон». А. Муха, 1923 г.

С именем царя Симеона связан период Золотого века болгарского государства. Его военные походы против Византии, венгров и сербов привели Болгарию к территориальному апогею. Страна превратилась в самое крепкое государство на Балканах и во всей Восточной Европе.

Он был дотошен в деталях: невозможно найти в его работах ни одной неточности в оружии, костюмах или вышивке. Художник объехал все Балканы, наблюдая за людьми и делая наброски. Сначала он делал эскиз работы акварелью и гуашью, а затем с помощью кальки обрабатывал каждый фрагмент полотна: расчерчивал диагональную сетку, накалывал иглой все линии, после чего запудривал поверхность угольной пылью.

«Коронация сербского царя Стефана Уроша IV Душана как императора Восточной Римской империи». А. Муха, 1926 г.

Стефан Урош IV Душан известен как Душан Сильный, сербский король, с 1346 г. царь сербов и греков.

Прежде чем писать дальше, он приглашал натурщиков, наряжал их в исторические костюмы и размещал в композицию. Ему позировали крестьяне и простые люди с улиц. Живые эмоции на картинах – это эмоции реальных людей, позирующих Мухе. В основе полотен – яичная темпера, поверх которой отдельные детали выписаны маслом.

Первые пять написанных картин были выставлены в Америке в 1925 году, выставку тогда посетило около 600 тысяч человек. Работы мастера получили самую высокую оценку, а полная серия эпопеи была закончена в 1928 году и передана в дар Праге.

«Святая гора Афон». А. Муха, 1926 г.

Но в Европе работы художника были восприняты не так однозначно, а в интеллектуальном кругу даже враждебно. Муху обвиняли в чрезмерном национализме и в погоне за прошлым. Даже манера его письма раздражала многих.

Весной 1939 года нацисты оккупировали Прагу. Альфонса Муху за его патриотизм включили в список врагов Третьего Рейха. Его работы были запрещены, а 78-летнего художника не раз увозили на допросы, что в итоге ухудшило и без того слабое здоровье. Летом 1939 года его не стало. «Славянскую эпопею» удалось спрятать, и вновь она была найдена только в конце 50-х годов. С 1963 года эпопея выставлялась в одном из залов замка Моравски Крумлов.

А. Муха в мастерской замка Збирог, 1920 г.

Франция и Нидерланды несколько раз обращались с просьбой о выставке, но официальные власти молчат и лишь в 2017 году было запланировано турне работ по Японии и Китаю. Остаётся только надеяться, что придёт время и творчество Альфонса Мухи будет оценено по достоинству.

«Славянская эпопея» – это послание потомкам. Чтобы развиваться, нам необходимо помнить свои корни и знать, кто мы такие. Сокрытие этого послания, возможно, есть нежелание признать историческую значимость славян, как источника всей европейской культуры.

Работы Альфонса Мухи

Источник изображений

Все представленные в статье произведения искусства находятся в общественном достоянии


Автор статьи @ruta


Приглашаем авторов в сообщество «Мастерская художников»

13
47.520 GOLOS
На Golos с September 2017
Комментарии (9)
Сортировать по:
Сначала старые