Альфонс Муха. Часть 2. «Американский период» и «Славянская эпопея»
Читать 1 часть
В 1906 году Альфонс Муха закрыл студию в Париже и отправился с молодой женой за океан. Благодаря Саре Бернар художник был известен в Америке, о чём говорила статья, напечатанная в газете New York Daily News к приезду художника. Муха планировал поправить своё материальное положение, принимая заказы на портреты состоятельных дам.
В Америке художник имел известность благодаря своим афишам, был интересен, как театральный декоратор, но как портретист, успехом не пользовался. Вплоть до 1910 года Альфонс был преподавателем Чикагского Художественного института и по-прежнему работал театральным декоратором, но не оставлял надежды в скором времени вернуться на свою родину в Чехию.
Картина освещает события II-IV веков, когда территория на месте современных территорий Украины, Польши и Белоруссии оказалась под воздействием двойного влияния – со стороны готов, пришедших с северо-запада и основавших на территории Украины свое государство, и со стороны перекочевавших с востока гуннов.
Прежние темы исчерпали себя, и художник обдумывал идею исторической эпопеи. Судьба благоволила к Альфонсу Мухе и вскоре, на одном из русских приёмов, он знакомится с Чарльзом Ричардом Крейном – сыном известного миллионера. Наследник миллионного состояния был знатоком культуры Востока и искусства Восточной Европы, он был одним из первых меценатов в Америке, кто собрал внушительную коллекцию русской живописи.
В его лице Муха встретил единомышленника. Крейн был восхищён талантом художника, но ещё более он вдохновился идеей эпохальной истории славян, потому и спонсировал создание «Славянской эпопеи». Вскоре был составлен договор, по которому все картины по их завершению должны быть переданы в дар Праге, а власти обязались построить галерею, где вся серия работ будет находиться в постоянной экспозиции. К сожалению, условия 1910 года так до сих пор и не были выполнены властями.
Грюнвальдская битва – кровавое сражение «Великой войны» (1409-1411 гг.), произошедшее 15 июля 1410 г. между польско-литовским войском и тевтонскими рыцарями. Позднее в составе Великого княжества Литовского находилась большая часть земель древней Руси, включая Смоленское княжество.
Альфонс Муха с женой и двумя дочерьми вернулся в Чехию, поселившись в старом замке Збироге, недалеко от Праги. 18 лет художник работал над исторической серией полотен, которая состоит из 20 картин. Половина из них была посвящена истории чешского народа, а вторая часть – истории других славян. Это была иллюстрация наиболее важных событий прошлого славянских народов.
«Отмена крепостного права на Руси», «Печатанье Кралицкой библии в Иванчицах», «Царь Симеон Болгарский», «После Грюнвальдской битвы» и другие – всего 20 картин размером 8х6 метров были написаны в Хрустальном зале замка. Огромные полотна были устроены, как паруса, которые поднимались с помощью специальных тросов. Муха много советовался с историками, интересовался справочниками и оригинальными источниками.
С именем царя Симеона связан период Золотого века болгарского государства. Его военные походы против Византии, венгров и сербов привели Болгарию к территориальному апогею. Страна превратилась в самое крепкое государство на Балканах и во всей Восточной Европе.
Он был дотошен в деталях: невозможно найти в его работах ни одной неточности в оружии, костюмах или вышивке. Художник объехал все Балканы, наблюдая за людьми и делая наброски. Сначала он делал эскиз работы акварелью и гуашью, а затем с помощью кальки обрабатывал каждый фрагмент полотна: расчерчивал диагональную сетку, накалывал иглой все линии, после чего запудривал поверхность угольной пылью.
Стефан Урош IV Душан известен как Душан Сильный, сербский король, с 1346 г. царь сербов и греков.
Прежде чем писать дальше, он приглашал натурщиков, наряжал их в исторические костюмы и размещал в композицию. Ему позировали крестьяне и простые люди с улиц. Живые эмоции на картинах – это эмоции реальных людей, позирующих Мухе. В основе полотен – яичная темпера, поверх которой отдельные детали выписаны маслом.
Первые пять написанных картин были выставлены в Америке в 1925 году, выставку тогда посетило около 600 тысяч человек. Работы мастера получили самую высокую оценку, а полная серия эпопеи была закончена в 1928 году и передана в дар Праге.
Но в Европе работы художника были восприняты не так однозначно, а в интеллектуальном кругу даже враждебно. Муху обвиняли в чрезмерном национализме и в погоне за прошлым. Даже манера его письма раздражала многих.
Весной 1939 года нацисты оккупировали Прагу. Альфонса Муху за его патриотизм включили в список врагов Третьего Рейха. Его работы были запрещены, а 78-летнего художника не раз увозили на допросы, что в итоге ухудшило и без того слабое здоровье. Летом 1939 года его не стало. «Славянскую эпопею» удалось спрятать, и вновь она была найдена только в конце 50-х годов. С 1963 года эпопея выставлялась в одном из залов замка Моравски Крумлов.
Франция и Нидерланды несколько раз обращались с просьбой о выставке, но официальные власти молчат и лишь в 2017 году было запланировано турне работ по Японии и Китаю. Остаётся только надеяться, что придёт время и творчество Альфонса Мухи будет оценено по достоинству.
«Славянская эпопея» – это послание потомкам. Чтобы развиваться, нам необходимо помнить свои корни и знать, кто мы такие. Сокрытие этого послания, возможно, есть нежелание признать историческую значимость славян, как источника всей европейской культуры.
Все представленные в статье произведения искусства находятся в общественном достоянии