Импоссибилизм – невозможное искусство XX века
Приветствую вас, уважаемые друзья и коллеги!
Сегодня свой пост я хочу посвятить имп-арту. Это очень интересное направление, другое название которого импосибилизм (не правда ли, у меня всегда встречаются какие-то странные направления и терминология?) Термин импосибилизм образован от слова impossible – невозможный, а само направление живописи нацелено на отрисовку невозможных фигур.
Свое начало имп-арт берет от оп-арта – искусства, являющегося "отпрыском" геометрического абстракционизма. А геометрический абстракционизм знают все – ярким представителем со своей не менее яркой работой нам представляется Казимир Малевич и его «Чёрный квадрат».
![](https://img.golos.io/proxy/http://pix.toile-libre.org/upload/original/1514477070.jpg)
А вот наиболее популярный представитель направления оп-арта (оптического искусства) – художник Виктор Вазарелли с работой Sikkaso (1957 г.)
![](https://img.golos.io/proxy/http://pix.toile-libre.org/upload/original/1514478082.jpg)
Наиболее популярный и успешный представитель имп-арта, конечно же, Мауриц Эшер. Его литография «Рисующие руки» (1948 г.) – одна из самых известных картин в этом жанре. Грубо говоря, эта картина не представляет собой одну из множества невозможных фигур, на ней изображены только руки, но эти "Руки" – наиболее узнаваемы в творчестве художника.
![](https://img.golos.io/proxy/http://pix.toile-libre.org/upload/original/1514479025.jpg)
Характерной чертой имп-арта является то, что это направление использует оптические иллюзии, а для их достижения художником учитываются особенности отображения трёхмерных объектов. Причем используется отображение объектов на плоскости. Такие трехмерные объекты не существуют на самом деле, они – это и есть невозможные фигуры.
Невозможные фигуры может изобразить художник на бумаге, но создать их в реальности никак нельзя. А если и создать, то невозможными они будут только с определенной точки зрения, если же наблюдать объект с другой позиции, то невозможность фигуры пропадает.
![](https://img.golos.io/proxy/http://pix.toile-libre.org/upload/original/1514550749.jpg)
Отцом невозможностей по праву считается шведский художник Оскар Рутерсвард. Рисовать фигуры он начал ещё в студенчестве, и увлекся этим всерьез. Он использовал в творчестве треугольник, впоследствии ставший известным треугольником Пенроуза. Первый раз Оскар изобразил свой знаменитый треугольник в 1934 году.
![](https://img.golos.io/proxy/http://pix.toile-libre.org/upload/original/1514550957.png)
Треугольник Пенроуза немного модифицировал основу Рутерсварда в виде обычного треугольника в 1954 году.
![](https://img.golos.io/proxy/http://pix.toile-libre.org/upload/original/1514553491.png)
Некоторые утверждают, что невозможными фигурами занимались несколько раньше Рутерсварда, например, такие художники, как Марсель Дюшамп или еще раньше Питер Брейгель Старший, но я склонен считать, что невозможности различного вида они использовали или совершенно случайно, или для достижения авторского замысла и придания картине какого-то особого смысла.
Вот, например, работа Питера Брейгеля Старшего «Сорока на виселице» (1568 г.). Здесь виселица совершенно случайно похожа на невозможную фигуру, на мой взгляд.
![](https://img.golos.io/proxy/http://pix.toile-libre.org/upload/original/1514549806.jpg)
Оскар Рутерсвард, хоть и первым начал рисовать невозможные фигуры, но на этом уровне и остался – его интересовали только формы и сама невозможность объекта, его геометрия и визуальная иллюзия. Другие же увидели в невозможных фигурах возможность превратить их в нечто удивительное и захватывающее – в новое искусство.
В 1958 году Роджером Пенроузом была размещена статья о невозможных фигурах ("Британский журнал психологии"). В истории невозможных фигур эта статья стала толчком к дальнейшему развитию направления. Её прочитали М. К. Эшер и Жос де Мей, которые были потрясены открывшимися возможностями в живописи и, воодушевленные Пенроузом и Рутерсвардом, художники стали использовать невозможные фигуры в своих работах..
Благодаря Маурицу Эшеру арт-круги и весь мир узнали и познакомились ближе с невозможными фигурами. В 1961 году он создает одну из своих первых литографий «Водопад» с использованием невозможных фигур. Литография была создана на основе треугольника Пенроуза.
![](https://img.golos.io/proxy/https://s10.postimg.org/8db2kwieh/27317650789_eef01410c5_b.jpg)
После того как М. Эшер начал публиковать свои работы в стиле импосибилизма, Жос де Мей – бельгийский художник, заинтересовался данным направлением и стал рьяным поклонником оптических невозможностей. Наряду с ним швейцарский художник Сандро дель Пре также отдал дань имп-арту и вдвоем они стали весьма значительными фигурами импосибилизма, возвышая его на новый уровень.
С работами Жос де Мея можно ознакомиться здесь
Работы Сандро дель Пре можно посмотреть здесь
Наряду с ними не менее значимый вклад в развитие имп-арта внёс современный венгерский художник Орос Иштван.
![](https://img.golos.io/proxy/https://s10.postimg.org/ff907mh0p/Orosz_Istv_n_Fal_heliogravure.jpg)
Таким образом, импосибилизм заставляет нас увидеть изображения таких объектов, которые не существуют в привычном нам трехмерном пространстве. Они существуют лишь визуально на плоскости и каждый элемент изображения объекта расположен в строгой взаимосвязи с другими элементами, создавая образ, препятствующей однозначному восприятию.
Как сказал эксперт имп-арта Мауриц Эшер: «Рисовать – значит обманывать». Естественно, он говорил о своем искусстве, о своих объектах, и невозможные фигуры его и последователей позволяют нам увидеть этот обман.
Автор статьи — @meskalinerush