Уважаемые пользователи Голос!
Сайт доступен в режиме «чтение» до сентября 2020 года. Операции с токенами Golos, Cyber можно проводить, используя альтернативные клиенты или через эксплорер Cyberway. Подробности здесь: https://golos.io/@goloscore/operacii-s-tokenami-golos-cyber-1594822432061
С уважением, команда “Голос”
GOLOS
RU
EN
UA
vp-painting
6 лет назад

История одной картины. Три «Вдовушки» Павла Федотова. Часть 1

История этой картины, а точнее – трёх картин, лишний раз указывает на то, как же мятежна, не устроена, вечно не удовлетворённа, рвана и уязвима душа художника. На протяжении нескольких лет переписывать и переписывать один тот же сюжет, убирая одни и внося другие детали, ювелирно прорисовывая лицо, руки, складки платья, меняя фон и т. д. – это, согласитесь, адская работа души, рискующая увести за край, за разумное восприятие жизни…

Первая «Вдовушка»

Мысль о создании этой картины с уже готовым названием возникла в голове художника в то время, когда он страшно переживал за судьбу своей сестры Любы, страдавшей и при жизни супруга, а после его кончины ввергнутой в бездну новых несчастий. Многочисленные долги, грядущая нищета и ожидание второго ребёнка просто сводили с ума и Любоньку, и её брата. В письмах друзьям художник уже тогда прибегнул к слову «вдовушка», придав ему особый оттенок, свойственный, кажется, только русской словесности, – ласковость, жалость, сострадание, мягкость.

Федотов решил отойти от сложной композиции, детально живописуя бедствие женщины. Возможно, вначале и было у него желание показать яркие детали беды, драмы – гроб, едва вместившийся в убогое жилище, кредиторов, не желающих или не умеющих проникнуться трагическим моментом и досаждающих своими намёками перепуганную женщину, которая лишилась покровителя, старенькую нянюшку и проч., но потом ему вдруг стала интересна не столько внешняя сторона события, сколько состояние самой несчастной в её горе.

Художник решил, что в его картине прошлое и будущее не будет лезть в глаза, а будет… угадываться, благодаря лёгким намёкам и незначительным на первый взгляд деталям. В центре полотна – конечно же, вдова, облокотившаяся на комод. В комнате минимум вещей. На полу – бесприютная корзина со столовым серебром, стул и рядом опечатанная дверь, неказистый одноногий столик, едва видимая в тёмном углу постель, свеча, зажженная не с целью освещения, а для того, чтобы подогревать на её огне сургуч – на многих предметах можно заметить ярлыки с печатями. Вещей, которых не коснулся казённый сургуч, совсем мало. Этим островком, кусочком прошлого она пока ещё живёт, пока держится, ведь её мир – мир незамысловатых радостей и нетягостных забот.

Талантливому Федотову не составило труда всё это написать. Но было одно препятствие, которое не позволяло художнику считать картину законченной. И препятствие это заключалось именно в центральной фигуре. Вдовушка для него – не просто молодая женщина, оплакивающая мужа и свою горькую судьбу, а воплощение гармонии, чистоты, женственности. Федотов хотел прописать идеальные черты, глядя на которые было бы понятно, что горе подняло героиню над обыденностью, и скорбь её есть страдание чистой души в жестоком мире.

Художник бился в отчаянии, очертания идеала каким-то образом просто ускользали из-под рук! Знакомые дамы по его приглашению приходили к нему и позировали, сам он буквально изучил Смоленское кладбище, бродя меж могил и запоминая лица молодых женщин, горюющих по ушедшим в мир иной, искал нежность и чистоту в детских лицах… Всё было тщетно. Однажды он навестил своего друга Лебедева в Царском Селе. В один из вечеров друзья отправились на концерт в Павловск. Вот там-то художник и высмотрел в зрительном зале молодку в траурных одеждах. Он воскликнул: «Счастливый вечер, вот у меня и есть любящие глаза!». Через неделю полотно было закончено.

Павел Федотов. Вдовушка. Первый вариант

Первые разочарования

Все поздравляли Федотова, называли его «Вдовушку» большой удачей, но художник недолго радовался. Чем больше он смотрел на своё творение, тем больше хмурился. Тяжело, исподволь пришло понимание, что желаемое им так и не было достигнуто. Павловская девушка помогла, конечно, но, как в скором времени стало очевидно, не окончательно – милый и добрый образ оказался чересчур обыденным. Опухшее от слёз лицо, заметно выдавшийся вперёд живот, неуклюжая поза... Всё в ней говорило о покорности страданию, готовности раствориться в этом страдании, а вот о высокой духовности ничего не говорило. Той духовности, которая выше страдания, обрекающего человека гордо выстоять в условиях жестокости жизни и немилосердных ударов судьбы.

Разочарование художника в своем творении – страшная вещь. Сколько было сожжённых и разломанных подрамников, изрезанных холстов. Федотов не истерил и картину свою не уничтожил, не замазал, не сжёг, потому что прекрасно понимал, что она была сработана на совесть. Он… начал писать такой же сюжет, да-да, ту же «Вдовушку», но, по большому счёту, – другую. Новый вариант.

Вторую часть статьи читайте здесь


Автор статьи @bovary


Приглашаем авторов в сообщество «Мастерская художников»

Посетите наш интернет-магазин Painting Market! У нас вы найдете картины современных художников на любой вкус :) Подарите себе и своим близким вдохновение!

2
166.327 GOLOS
На Golos с September 2017
Комментарии (4)
Сортировать по:
Сначала старые