Уважаемые пользователи Голос!
Сайт доступен в режиме «чтение» до сентября 2020 года. Операции с токенами Golos, Cyber можно проводить, используя альтернативные клиенты или через эксплорер Cyberway. Подробности здесь: https://golos.io/@goloscore/operacii-s-tokenami-golos-cyber-1594822432061
С уважением, команда “Голос”
GOLOS
RU
EN
UA
vp-painting
7 лет назад

История одной картины. Три «Вдовушки» Павла Федотова. Часть 2

Первую часть статьи читайте здесь

Вторая «Вдовушка»

Перекомпоновке подверглись многие детали. Изменился колорит. Подвергся решительным метаморфозам образ героини: у неё изменилось лицо, поза, фигура, одежда. В портрете мужа, что стоит на комоде, также видны перемены – это был совершенно другой человек (в первом-то варианте художник – ах, проказник! – нарисовал себя самого). И вот уже готова вторая «Вдовушка» – тщательно выделанная, лишённая ошибок, которыми, по мнению Федотова, грешил первый вариант картины.

Павел Федотов. Вдовушка. Второй вариант

Но… история повторилась! – художнику картина опять не нравилась. Более того, он был страшно удивлён, что героиня вдруг обрела такие черты, о которых он и не думал! Приземленности и невзрачности не стало, что правда – то правда, но взамен появилось несколько качеств, совсем неожиданных и даже неуместных. Молодую женщину стала отмечать изящность, и в этом свойстве неожиданно возникло сходство с картинкой из модных журналов, настолько кокетлив был изгиб её стана, такими жеманными смотрелись её ручки, так вычурно опадали складки её платья, таким холодным и по-светски томным стало лицо, при этом губы чересчур ярки, а приоткрытая грудь создавала ощущение чуть ли не игривости.

Вопреки своему недовольству, Федотов довёл-таки этот вариант до завершения (такой человек был). Но когда ему предложили принять участие в Академической выставке 1851-го года, он, поразмыслив, выбрал первую свою «Вдовушку», полагая, что в ней было всё-таки больше жизненности и подлинного чувства. А сам… спокойно принялся за третий вариант. К слову сказать, на выставке картина не произвела фурор, публика проходила мимо, почти не задерживаясь. По вкусу она пришлась лишь московскому богачу и меценату Козьме Солдатенкову, который поспешил забрать «Вдовушку» ещё до закрытия выставки.

Итак, впереди предстояла работа над третьим вариантом картины!

Третья «Вдовушка»

Была отточена до филигранности фигура, в результате ушла простота, которая присутствовала в первом варианте, и манерность из второго варианта. Иначе были расположены руки и складки платья. Сохранился только наклон головы к правому плечу, который художник считал удачным и единственно верным. Всё было откорректировано, подчищено, усовершенствовано, однако не было главного – лица. И вновь поиски. Вновь он всматривался в лица на улице, в парках, больницах, на кладбищах.

Неожиданно и как бы между делом написал «Мадонну с младенцем». Смеялся, говорил поражённым друзьям, что этой мыслью был одержим давно и вот попробовал, хотелось уловить, поймать мягкость, грацию, неземную красоту в лике. Образцом для него всегда служили творения древних мастеров, поэтому голову своей «Мадонны…» он «срисовал» с Венеры Медицейской, после чего придал ей «нужный поворот». Затем всё больше приближал её к Венере.

А вскоре пришло озарение! Художник взглянул на начатый холст и вдруг рьяно приступил к работе. Он работал весь вечер, всю ночь и всё утро. И закончил картину!

Павел Федотов. Вдовушка. Третий вариант

Он ликовал и спешил поделиться своей радостью с друзьями. Так, проезжавшего мимо в это время друга своего Александра Дружинина он остановил и увлёк к мольберту, на котором стояла только что законченная картина. Дружинин был искренне поражён – ведь ещё вчера днём это были наброски на холсте, не более. На что довольный Федотов ему ответствовал:

И, казалось бы, всё хорошо… да одно нехорошо! – ликование улетучилось, и пришло недовольство. Да что ж такое происходило с этой «Вдовушкой», что художник никак не мог оставаться до конца удовлетворённым своей работой. Известно, что есть и четвёртый вариант картины, оставшийся незаконченным. Из этой работы ясно лишь то, что Федотов всё же взял за основу первый вариант, попытался лишь изобразить сюжет более лаконично, трагично и мрачно. Горе – вот смысл полотна, при котором ни жеманность, ни манерность неуместны.

Исследователи творчества Павла Федотова говорят о карандашных набросках «Вдовушки», однако, склоняются к тому, что они представляют интерес лишь для специалистов. Вот такая история.

Кстати, на выставке в Третьяковской галерее по поводу 200-летия рождения художника были выставлены все три федотовских «Вдовушки»…


Автор статьи @bovary


Приглашаем авторов в сообщество «Мастерская художников»

Посетите наш интернет-магазин Painting Market! У нас вы найдете картины современных художников на любой вкус :) Подарите себе и своим близким вдохновение!

8
188.030 GOLOS
На Golos с September 2017
Комментарии (4)
Сортировать по:
Сначала старые