Клод Моне: «Я не становился импрессионистом. Насколько я помню, я всегда им был». Часть 1
В тематике импрессионизма имя Моне упоминается чаще, чем любое другое. Он не единственный из художников-импрессионистов, и он не создавал этот жанр, но именно Моне действительно является одним из самых ярких представителей этого жанра. Именно ярких, поскольку свет – и есть его сюжет.
Клод Моне родился в 1840 году в Париже в семье бакалейщика. В возрасте пяти лет будущий художник с семьёй переехал в Нормандию, где его отец рассчитывал, что сын продолжит семейное дело. Но Клод не очень любил учиться и большую часть времени проводил где угодно, но только не на уроках. Недисциплинированный от природы, Клод считал школу чем-то вроде тюрьмы. Это его отношение нашло своё проявление в изобразительном искусстве.
Молодой Моне рисовал карикатурные портреты учителей, а после он так преуспел в этом искусстве, что стал рисовать их за плату в 20 франков в единственной художественной лавке в округе. Мастерство юного рисовальщика было отмечено окружающими. Моне становится популярным, что рождает в нём чувство невероятной гордости.
Карикатура на Léon Manchon, 1858 г.
Изучая живопись, Моне всё равно не бросил увлечения карикатурой. Однажды из-за этого ему отказали в стипендии изящных искусств города Гавра, сославшись на несерьёзность жанра карикатуры, который может отвлечь Клода от более серьёзных и важных вещей. Но как бы там ни было, знакомство с Эженом Буденом, владельцем лавки, в которой продавали карикатуры, научило Моне творить на открытом воздухе, что очень сильно повлияло на его взгляды на живопись в целом.
В дальнейшем Клод покинул Гавр и отправился в Париж, чтобы продолжить изучать живопись. Париж того времени переживал всплеск художественного искусства. Клод посещает Салон – самую престижную выставку художников, где знакомится с сенсацией того времени – работой Эдуарда Мане под названием «Завтрак на траве». Это побуждает Клода к творческим действиям, и он приступает к своей первой серьёзной работе с точно таким же названием.
"Завтрак на траве", 1866 г.
Судьба этой картины очень печальна. Клод создавал её как вызов самому себе. Монументальные масштабы и количество деталей тому подтверждение. Но в то же время, это дань одноимённому полотну Эдуарда Мане, поэтому в ней и используется похожий сюжет. Клод так и не представил эту работу на выставке. Она невероятно сложна, и автор долго над ней работал. Он писал своему другу, художнику Фредерику Базилю, что постоянно о ней думает и сходит от этого с ума.
В те молодые годы Моне испытывал проблемы с деньгами, и ему пришлось отдать свою картину в качестве залога за оплату квартиры, однако позже он её выкупил. Картина стояла в подвале и успела подгнить, поэтому была разделена на несколько отдельных частей, из которых уцелело лишь две части. Нужда в деньгах привела художника назад в Нормандию в отцовский дом, где Клод не переставал творить.
«Терраса в Сент-Адрессе» Клода Моне изображает его семью на отдыхе. Эту картину называют предшественницей импрессионизма. Мазки на ней очень лёгкие, а сюжетом служит простое человеческое счастье. Но на самом деле Клод переживал в этот момент тяжёлые времена. Его любовь – Камилла осталась в Париже, он не мог представить её семье, хотя уже в тот момент она носила его ребёнка.
Вся эта атмосфера отчуждённости в семье, которую можно проследить в дистанции между персонажами на картине, и отдалённость от любимой побудят Моне в дальнейшем к попытке суицида. Клод пытался покончить собой, но его действия не увенчались успехом.
"Купание в лягушатнике", 1869 г.
Эту картину Моне написал, отправившись вместе со своим другом художником Ренуаром к реке. Лягушатник – это кафе на реке, где собирались люди на отдых. Картина является своеобразным вызовом устоявшимся, классическим приёмам живописи. Мазки лежат по-разному, в одном месте толстым слоем, в другом тонким, а свет скользит по воде, придавая картине созидательность и лёгкость. Полотно дышит непосредственностью и является очень ярким.
Клод перестал рисовать масштабные работы, перейдя к более компактному холсту, что позволило ему в дальнейшем заниматься рисованием в любой интересной локации. В художественных верхах тех лет этот подход не оценили. Манера рисовать на воздухе, не прибегая к мастерским, положила начало революции импрессионизма.
Все представленные в статье произведения искусства находятся в общественном достоянии
Автор статьи — @sydneyshow