Лукас Кранах Старший: классика авангарда эпохи Возрождения
Лукас Кранах Старший родился в семье художников: его дед и отец профессионально занимались этим ремеслом. Настоящая фамилия художника была Мюллер, а свой псевдоним Кранах он взял по названию родного городка Кронах, где и родился в 1472 году.
Первые навыки художественного мастерства были получены будущим мастером в семье, а затем он отправился путешествовать и после нескольких лет странствий осел в Вене.
Уже с самых первых своих работ молодой художник обратил на себя внимание. В композициях его картин отсутствовали каноны иконографии, краски в его работах были яркими, а пейзажи очень выразительными.
Через некоторое время Лукас Кранах был замечен курфюрстом Фридрихом Мудрым, и вскоре талантливый мастер поступает на службу придворным живописцем и переселяется окончательно в Виттенберг.
Его умения были универсальны, что не было особой редкостью в эпоху Возрождения. Молодой и предприимчивый художник брался за любую работу, а среди его занятий того времени было много увлечений: резьба по дереву, создание ювелирных украшений, эскизов придворных нарядов и гобеленов. Он создавал костюмы и карнавальные маски, украшал кареты, оформлял парадные приёмы и расписывал стены.
Интересным для творчества и новых идей был 1508 год. Во-первых, Кранах получил дворянский титул и герб, что было большой заслугой для людей его сословия; во-вторых, мастер в составе делегации поехал на год в Нидерланды. Там он познакомился с мистическим живописцем Иеронимом Босхом, и в этот же период присоединился к обществу «Садовые братья».
Под впечатлением от новых идей, привезённых из этой поездки, Кранах рисует обнажённую Венеру, что было тогда в новинку в степенном немецком искусстве. Так, именно с его лёгкой руки в творчестве современников живописца появились темы мифологии и обнажённых тел.
Большинство картин Кранаха исполнены в смешанной технике. На деревянную основу сначала наносился светлый грунт, затем темпера, потом шла лессировка и третьим слоем масляная живопись. Кроме этого известны его ранние работы, выполненные в старой технике на пергаменте.
Стиль живописца узнаваем, его совершенно невозможно спутать с кем-то другим. В начале XVI века Лукас Кранах пишет многочисленные портреты, сцены светской жизни и охоты.
Мифические образы на его полотнах приобретают сходство с реальными людьми из его окружения. В этот период творчества появляется много картин на религиозные темы, такие как «Рождение Христа», «Распятие Христа» и проч.
Характерным, совершенно особенным, у художника получился и женский образ: удлинённые пропорции тела, хрупкая красота, чуть раскосые глаза и таинственная полуулыбка.
Говорят, что идеалом женской красоты послужила невеста его подопечного, Сибилла, которую он ездил сватать в Саксонию.
Кранаха называли «быстрым художником», в его мастерской работали как минимум 10 подмастерьев. Они писали копии с оригинальных картин живописца. В поездке по Нидерландам он много наблюдал за работой мастерских, особенно это касалось использования там калек и трафаретов. Этот приём он активно использовал в своей мастерской.
В 20-е годы XVI века Лукас Кранах Старший становится состоятельным и уважаемым человеком в Виттенберге. Он дружит с Мартином Лютером и даже пишет портрет опального реформатора. Кроме этого живописец делает иллюстрации к Евангелию Лютера и издаёт его на свои собственные средства.
Вскоре его покровитель попадает в немилость к королю Карлу V и Лукас Кранах отправляется в ссылку в Веймар, где и умирает через три года в возрасте 81 года. Творческим завершением живописца стало полотно «Источник юности», хотя лучшим произведением Кранаха все же общепризнанно считается работа «Христос и блудница».
Мастерскую Кранаха наследовал его младший сын, Лукас Кранах Младший, он стал продолжателем династии, хотя был и менее знаменит, чем отец. В это время «стиль Кранаха» был известен и очень популярен. «Юдифи», «Магдалины», «Адам и Ева» слыли модными образами, которые с удовольствием покупала состоятельная знать.
На протяжении 100 лет существовало дело знаменитого живописца, ещё два поколения потомков продолжали работать в этой мастерской.Сегодня можно говорить о Лукасе Кранахе Старшем как о живописце специфическом, декоративном, даже манерном, но так или иначе стоящем на пути классического авангарда своего времени, яркого реформатора немецкой живописи.
Все представленные в статье произведения искусства находятся в общественном достоянии