Уважаемые пользователи Голос!
Сайт доступен в режиме «чтение» до сентября 2020 года. Операции с токенами Golos, Cyber можно проводить, используя альтернативные клиенты или через эксплорер Cyberway. Подробности здесь: https://golos.io/@goloscore/operacii-s-tokenami-golos-cyber-1594822432061
С уважением, команда “Голос”
GOLOS
RU
EN
UA
vp-painting
7 лет назад

Многократная сенсация: о великих голландцах, «Сводне» и искусном фальсификаторе. Часть 1

В мире изобразительного искусства время от времени случаются сенсации. Та, о которой я хочу рассказать сегодня, произошла несколько лет назад, но страсти вокруг нее не утихают. Может, потому, что сенсация не обычная, а – тройная.

Предыстория

Полотно, датированное XVII веком и объявленное копией знаменитого полотна «Сводня» (или «У сводни»), написанного фламандским мастером Дирком ван Бабюреном, оказалось фальшивкой. Имя копииста на тот момент не называлось, может, его просто не могли определить.

"Сводня", 1622 г.

«Сводня» находилась в фондах лондонского Института искусства Курто и, попав однажды в руки экспертов, в одночасье «помолодела» сразу на 3 века! В слое красок специалисты сумели выделить некие химические соединения, которые могли иметь место только в середине XX века, никак не раньше.

Однако само заявление, что полотно является фальшивкой, особой сенсацией не является. Главный момент в данном случае – имя создателя «липы» и подробности его судьбы, которой суждено было сильно поколебать устои восприятия живописи великих фламандцев в XX веке. Это имя – Хан ван Меегерен.

Так в чем сенсация-то? Да еще сразу три!

Первая. Картина с самого начала, т. е. со дня ее находки в 1947 году, попала в разряд подделок.

Вторая. Полотно было отнесено к произведениям искусства неизвестного живописца XVII века по завершении ряда тщательнейших проверок на подлинность в 2008-2009 гг.

Третья. Эту сенсацию преподнес год 2011-й, когда «Сводня» снова была объявлена искусной имитацией, приобретшей, однако, имя. Авторство было сравнимо на тот момент с именами величайших живописцев.

Время создания данного новодела – копии известного творения Дирка ван Бабюрена, показывающего эпизод частной жизни и принадлежащего к низшему разряду жанровой голландской живописи (что ни в коем случае не умаляет ее ценности), следует отнести к 1947 году. А вот чтобы узнать об этой истории поподробнее, придется рассказать о жизни мятежного мастера, чье имя отныне будет красоваться под полотном.

Гениальный фальсификатор

Разрешите представить известного копииста начала 20 века – Хана ван Меегерена, который десятилетиями(!) занимался выполнением искуснейших имитаций работ признанных мастеров прошлого, и которому удалось ввести в заблуждение частных коллекционеров, а также представителей крупных музеев и «обуть» их на кругленькую сумму в $100 миллионов (в сегодняшнем эквиваленте).

Меегерен (годы жизни: 1889-1947) – голландский живописец и портретист. Однако собственно художником он был признан после довольно продолжительного временно́го периода, который он потратил на тайное подделывание известных картин. Да-да, сначала он предпочел стезю выдающегося фальсификатора, копируя манеры великих живописцев прошлого.

Он был блестящее образован. Когда ему исполнилось 18, он стал студентом Делфтского технологического института, посещал курсы архитектуры. Наряду с этим учился в Школе изящных искусств. Удостоившись множества похвал от ценителей, рассматривающих его начальные художественные опыты, Хан занялся их продажей с банальной целью – заработать денег. Сколь-нибудь серьезного признания его работы не снискали, зато они с энтузиазмом воспринимались представителями высшего света, им нравилось способность Хана потрафить клиенту (заказчику).

Художником не раз предпринимались попытки прекратить подобную деятельность и заявить, наконец, о себе как о самобытном живописце, но тщетно. Как-то Меегерен решил опубликоваться в популярном журнале. Своей статьей он решил привлечь внимание критиков к факту, что они подавляют живость и новизну в искусстве, проявляя интерес к подписям великих мастеров прошлого и выказывая уважение исключительно к их выдающимся именам. Его не услышали.

Читать 2 часть

Представленное в статье произведение искусства находится в общественном достоянии


Автор статьи @bovary


Приглашаем авторов в сообщество «Мастерская художников»

0
42.498 GOLOS
На Golos с September 2017
Комментарии (10)
Сортировать по:
Сначала старые