Многократная сенсация: о великих голландцах, «Сводне» и искусном фальсификаторе. Часть 2
Читать 1 часть
Какое богатое частное собрание!
Вскоре Меегерен облюбовал для себя Лазурный берег Франции и продолжил работать там. Он трудился над двумя холстами, имитируя манерe письма известного голландского мастера Франса Хальса. Речь идет о «Смеющемся кавалере» и «Довольном курильщике».
Его работы посмотрел выдающийся искусствовед того времени Абрахам Бредиус и без особого труда признал их фальшивками. Между тем мысль о добротных имитациях полотен признанных мастеров прошлого уже не оставляла Хана…
Он засел за изучение жизнеописаний голландцев, творивших в XVII веке, и особенностей их письма и техники. К слову сказать, музеи того времени хранили ограниченное количество картин, принадлежащих перу Рембрандта, Стена, Хальса, ван Дейка, де Хооха, Рейсдаля и др. Поэтому всеми любителями живописи с энтузиазмом было встречено заявление выдающегося галериста Абраха Бредиуса о том, что собрание живописных полотен в Гааге пополнилось холстом «Дама и кавалер у спинета» кисти «художника всех времен и народов» Яна Вермеера. Шел 1932-й год. Неожиданно некий итальянец нашел в своей коллекции «Христоса в Эммаусе», являющееся, по утверждению экспертов, также шедевром Вермеера.
Что же произошло в действительности? Меегерен по случаю купил это полотно в Италии и перепродал его впоследствии за 550 тыс. гульденов – сказочную по тем временам сумму. Это стало «точкой отсчета». Потому что вслед за этим хитроумный Хан объявил об «обнаружении в частных собраниях» еще нескольких картин гениального голландца, среди которых «Омовение ног», «Исаак, благословляющий Иакова», «Тайная вечеря». Музеи их охотно купили! Меегерен же с этой поры стал широко известен как богач и почтенный, талантливый мастер в мире искусств. И вот тогда – да, только тогда! – была дана высокая оценка и его собственным картинам.
Добровольное признание
1939-1943 гг. ознаменовались созданием Меегереном 13-ти фальшивок, 8 из них он сумел продать за более чем 7 млн гульденов. Кстати, кое-какие картины приобрел сам рейхсмаршал нацистской Германии Герман Геринг, слывущий непревзойденным знатоком искусства. Это стало причиной ареста Хана в 1945 г. Ему вменялось в вину расхищение/присвоение национальных ценностей и продажа их нацистам. Спасаясь от высшей меры наказания, Хан решил во всем признаться!
Таким образом, в 1947 г. произошла сенсация: Меегерен объявил себя автором этих полотен. Результаты обысков, многочисленные экспертизы холстов подтвердили заявление художника. Среди картин, обнаруженных во время обысков, оказалась и «Сводня». Названа ли она была Меегереном собственной работой, кто ж теперь знает, но она как-то сразу была причислена к подделкам.
Засомневались в этом значительно позже: первой ласточкой стало обращение к сообществу голландского искусствоведа Марейке ван ден Брандхофа, который прямо сказал, что «Сводня» – не подделка, а самый что ни на есть подлинник XVII в. В полной экспертизе было отказано.
2009-й год внес некоторую ясность: экспертами после тщательной проверки картины было официально объявлено, что холст в самом деле стар и что современные красящие вещества на нем отсутствуют. Точно подлинник.
Но только вот опять незадача (да что ж такое с этой «Сводней»!) – экспертиза, проведенная двумя годами позже, опровергла сказанное ранее. Специалистами были найдены-таки на холсте следы синтетических смол, которых не знали еще в XVII веке. Их просто быть тогда не могло!
Да уж, Меегерену не откажешь в четком знании своего дела… Он элементарно поставил всех в тупик в плане знаний таких моментов, как основа красок, используемых великими голландцами, технология их смешения, почерк письма и многое другое. А еще ему было ведомо искусство «состаривания» полотен. Эти знания в сочетании и давали эффект подлинника.
Следственный эксперимент
Меегерен сам, добровольно поведал судьям о том, как создавались полотна «старых голландских мастеров», как он добивался их «старения», какими технологиями пользовался, чтобы свежим слоям масла была бы не страшна сила растворителей, как особым составом прокрашивал искусственно созданные трещины, дабы имитировать грязь и пыль, въевшиеся в них за 200 лет…
Хан собственноручно готовил краски и растворители, сам искал и находил тех, кто поставлял ему редкие вещества. В 1934 году он изобрел такой состав масляных красок, которые при помещении их в специальную печь и нагревании в течение 2-х часов до +105ºС затвердевали до такой степени, что не поддавались никаким растворителям.
Суд прибегнул к следственному эксперименту: Меегерен получил набор красок, кистей, холст и при многочисленных свидетелях воссоздал нетленное полотно Вермеера «Молодой Христос в храме среди учителей».
Итог уникального мероприятия был однозначен: Меегерен отныне может носить звание непревзойденного копииста, а полотна, которые приписывались не менее великому Вермееру, – искуснейшие фальшивки.
Словно бы в качестве признания за ним гениального мастерства суд назначил Хану всего один год лишения свободы. Но скоро художник скончался от инфаркта. Скончался как признанный художник и популярный человек в мире культуры и искусства. Никто не называл его жуликом, разбазаривающим национальное достояние. Напротив, фактически он стал национальным героем, который исхитрился сбыть фашистам фальшивки да еще за такие баснословные суммы.
Так исполнилась мечта Хана ван Меегерена о всенародном признании: его полотна «а-ля великие голландцы» демонстрируются в ведущих музеях планеты, содержатся в богатейших частных собраниях. К примеру, «Христос в Эммаусе» приобретен музеем Бойманса-ван-Бойнингена, и его хозяева не сомневаются, что владеют подлинным Вермеером. Там же располагается «Тайная вечеря» и «Голова Христа». А «Грешница» находится в Гаагской государственной коллекции, правда, на ней указан настоящий автор – Меегерен. Теперь к этим картинам примкнула еще одна – «Сводница».
P. S. Часто спрашивают о судьбе картины «Молодой Христос…», написанной в ходе следственного эксперимента. Искусствоведы говорят, что она была приобретена частным коллекционером, и с тех пор ее никто не видел.
Представленные в статье произведения искусства находятся в общественном достоянии