Поль Гоген: «Главное в произведении – это именно то, что не высказано». Часть 2
Читать 1 часть
Картина «Видение после проповеди» была написана Гогеном через 10 лет после «Вышивальщицы», когда ему было 40. Картина изображает молящихся людей и видение того, как Яков борется с ангелом.
«Видение после проповеди», 1888 г.
Полотно подчёркнуто разделено по диагонали с правого нижнего угла в верхний левый. Левая часть тёмная, а правая контрастирует ровным красным цветом. Эту технику Гоген почерпнул из японских рисунков, как и сам сюжет борющихся персонажей. Картина невероятно реальна и в ней дышит жизнь.
Автопортрет, посвященный Винсенту Ван Гогу, «Отверженные», 1888 г.
Этот автопортрет Поль написал как ответ на предложение Ван Гога. Вдохновение Гоген брал у Виктора Гюго. Автор сравнивает себя с героем популярного романа "Отверженные" по имени Жан Вальжан, который представляется в романе как негодяй с добрым сердцем. Картина полна символизма, на ней присутствуют обои, символизирующие чистоту. Про них Поль сказал, что такие можно увидеть в спальне у молодой девушки. Его темное лицо, будто он работает у печи, указывает на творческое пламя внутри художника.
Позднее в этом же году Гоген приехал в Арль к Ван Гогу, где продолжал писать и спорить о живописи с Винсентом. Именно в тот период и в том месте Винсент Ван Гог травмировал себя, отрезав мочку уха.
«Прекрасная Анжель», 1889 г.
Стилизация «Прекрасной Анжель» потрясающая, она производит впечатление картины в картине. Это портрет женщины, очерченный нимбом, за границами которого находится скульптура из культуры Перу, выполненная в керамике, символизируя таким образом две культуры: одну из времени пребывания Поля в Перу и вторую из Бретани.
В дальнейшем Гоген запланировал путешествие, для этого он продал свои полотна и, собрав деньги, отправился на Таити.
Там он снова женился на тридцатилетней девушке по имени Тахомана. Им было трудно общаться друг с другом, так как супруги не знали языков друг друга. Однако она нередко позировала для художника, и это нашло отражение в его живописи.
«Радость», 1892 г.
Тахомана смотрит с картины на зрителя в компании девушки, играющей на музыкальном инструменте. Вверху рисунка люди поклоняются идолу – это впечатление Гогена, проявленное историческим подавлением местной очень яркой религии. Картина наполнена разными цветами.
Гоген ненадолго прибыл в Париж, чтобы продать свои картины. Критики высмеивали яркие цвета мастера. Разочаровавшись в своём стремлении стать великим художником, Гоген покинул Францию в последний раз.
«FaaIheihe» (Таитянская пастораль), 1898 г.
FaaIheihe в переводе – наряжаться или украшать себя. Люди на этой картине предстают возле деревьев с фруктами и на лошади в очень ярких цветах, помогающих передать райскую эйфорию. Это самый тяжёлый период в жизни художника. Проблемы с сердцем и сифилис, полученный от новой четырнадцатилетней любовницы, приближали конец. Но именно в это время он написал свои самые яркие работы.
В композиции «Таитянской пасторали» художник вдохновлялся полотном Боттичелли «Весна». Картина хоть и выполнена в ярких цветах, но в то же время гармонична, она похожа на состояние транса или сна, подальше от реализма. Это его последняя картина, в которой мы можем видеть радостные настроения.
В конце своей жизни Гоген занимался канцелярской работой и всё меньше писал. Художник пребывал в плохих отношениях со священником, и ему было отказано в христианских похоронах. После его смерти некоторые его картины были сожжены как непристойные.
Гоген умер 8 мая 1903 года, оставив огромное наследие в культуре.
Все представленные в статье произведения искусства находятся в общественном достоянии
Автор статьи — @sydneyshow