Поль Гоген: «Главное в произведении – это именно то, что не высказано». Часть 1
Поль родился летом 7 июня 1848 года в Париже, но первые шесть лет провёл в Перу. Его отца звали Кловис, он был политическим обозревателем. Семья отправилась в Перу, откуда родом была мать будущего художника, Алина, и маленький Поль поехал с ними. К сожалению отец не пережил эту поездку.
Позже, вернувшись во Францию в возрасте семи лет, Поль будет жить в Орлеане со своим дедом. По достижении Полем 17 лет он поступит в торговый флот, где и начнет свои путешествия.
Путешествовать Поль будет всю свою жизнь. Он успеет побывать в Южной Америке и в водах Тихого океана, однажды попадает в Индию, где его застанет весть о смерти матери. Это известие побудит Поля вернуться во Францию, где в 1872 году он станет биржевым брокером, а позже, в 1873 году, женится и обзаведется пятью детьми.
В 1874 году под впечатлением от выставки импрессионистов Поль начинает интересоваться живописью, коллекционировать работы других художников, потом брать уроки рисования. Гоген делает потрясающие успехи и его учителем становится один из первых импрессионистов Камиль Писсарро.
«Вышивальщица», 1878 г.
Импрессионисты любили работать на воздухе, однако Гоген переносит этот процесс в помещение. Полотно «Вышивальщица» было написано автором в возрасте 30 лет. Героиня спокойна и размеренна, раскрепощённые мазки кисти показывают гармонию, она занимается вышиванием с такой же аккуратностью, как и сам автор рисует её. Потрясающая работа для новичка, она демонстрирует истинный талант художника.
Проблемы на бирже ставят Гогена в положение выбора между работой и живописью, но искусство берёт верх. Собрав немного денег в 1886 году, он оставляет семью и отправляется в Бретань на поиски вдохновения. В городе Понт-Авен Гоген начинает писать свои первые по-настоящему оригинальные работы.
«Четыре бретонки», 1886 г.
На этом полотне отдыхающие крестьянки, одетые в экзотические местные платья, разговаривают на природе. Мазки по-прежнему, легки и свободны, однако линии более чёткие. В этой картине нет горизонта, что придаёт рисунку впечатление мозаики, она более плотная, в ней нет большого пространства. Чётко выделенные яркие воротники и головные уборы придают картине загадочности, которая впоследствии ляжет в основу оригинального стиля художника.
После трёх месяцев пребывания в Бретани Гоген возвращается в Париж с целью продажи картин, однако печальное финансовое положение подталкивает его уехать в Америку. Вместе со своим другом художником Лавалем они попадают на остров Мартиника.
«Сборщики манго», 1887 г.
Всего на Мартинике было написано 12 полотен, и «Сборщики манго» одно из них. В этой картине отражено всё то, что видел Гоген из окна хижины, в которой он жил. Сюжет картины – женщины, работающие под манговыми деревьями, демонстрирует покой и умиротворение. Композиция полотна – треугольник из разных цветов, мазки чёткие и выверенные.
Гоген посчитал эту работу лучшей из всего, что он делал. Мысль о том, что этому поспособствовала райская обстановка, в которой он пребывал в момент написания, в дальнейшем будет одолевать его разум, и на последующие 10 лет станет главным источником вдохновения. Позже в Париже эту картину приобретёт Тео, брат Винсента Ван Гога. Впоследствии Гоген и Винсент будут друзьями.
Читать 2 часть
Все представленные в статье произведения искусства находятся в общественном достоянии
Автор статьи — @sydneyshow