Работаем с графикой. Штриховка сеткой: подробный мастер-класс
Добрый день, дорогие читатели нашего замечательного сообщества!
С вами снова @yurchello с мастер-классом по рисованию прозрачного предмета – стеклянного стакана. Вчера я рассказывал про штриховку сеткой и в продолжение темы эта публикация.
Как я уже писал, штриховка сеткой – один из основных, классических видов работы с графикой. Он наиболее интуитивный и хорошо был известен ещё во времена самых первых в мире рисовальщиков. Этот метод штриховки обязательно преподают в художественных школах и других учебных заведениях, где изучают живопись и графику.
В этом уроке я предлагаю нарисовать какую-нибудь стеклянную форму. Почему именно стеклянную? Я не случайно выбрал вот такой стакан, потому что здесь довольно много мелких деталей, распределённых под разными углами, а ещё почти нет длинных линий, с которыми у начинающих художников обязательно возникнут трудности при изучении данного вида штриховки, подразумевающего всё же работу с относительно короткими, отрывистыми линиями.
Всё не так сложно, как кажется, давайте же начнём!
Первым делом, как мы уже знаем, нужно правильно и точно закомпоновать объекты сцены. Я не буду подробно останавливаться на этом вопросе, потому что и так уже много сказано по этой теме в других моих публикациях.
Наметим границы овала верхней грани стакана. Овал будет расположен под углом.
Так как сегодняшний разговор о штриховке, я не думаю, что будет хорошей идеей мучить вас и расписывать, как и что я строю во время прорисовки самых первых линий. Уверен, вы и так всё знаете, но если ещё нет, тогда обязательно пишите в комментариях, я распишу подробно технику и правила построения разных геометрических форм.
Самое главное – не ошибиться в пропорциях. Я рисовал стакан не с натуры, а срисовывал с фото, и то слегка не рассчитал с некоторыми углами. Но я всё равно не переживаю, потому что сейчас моя задача – показать, как на конкретном примере я стану применять штриховку сеткой.
Вот, собственно, и начало прорисовки. По традиции я начинаю с самых тёмных участков. Мелкими неспешными штрихами начинаем наводить тон.
Примечание: При работе простым карандашом можно рисовать и наоборот – от светлых областей к тёмным. Но, честно вам скажу, не стоит идти таким путём. Причина такого выбора очень проста: если вы не рассчитаете силу нажима в областях, которые в тени рисунка, но не являются самыми тёмными, если вы перетемните их, то потом силы вашего карандаша может не хватить, чтобы вычернить действительно самые тёмные теневые участки. А при работе от темного к светлому вы сразу как бы "оккупируете" самые теневые области и потом вам останется лишь сделать остальные участки рисунка чуть светлее по градации.
Смотрите, тут везде, куда ни посмотри, нарисована сеточка. Штрихи нанесены под разными углами и совершенно неважно, под какими. Более того, если нужно где-то подтемнить, просто кладём по тому же месту ещё один слой штриховки, но просто под другим наклоном.
В целом, работа очень тривиальная и простая. Если вы очень внимательно почитали прошлую публикацию о данном виде штриховки, а ещё и попрактиковались на досуге, то выполнять данную задачу вам не составит никакого труда.
Можно заметить, что иногда толщины карандаша просто не хватает, чтобы прорисовать слишком мелкие детали. В этом случае не стоит изощряться и просто сделайте тоновую заливку обычной штриховкой.
Не забываем о том, что находится за границами стакана. Фон важен уже тем, что помогает "вытащить" более светлый объект и отделить его от основы, на которой расположен. Об этом вы также можете почитать в статьях @ksenia-v, которая может подтвердить, что я, безусловно, прав.
Вот так, постепенно и не торопясь, слой за слоем покрываем поверхность стеклянного стакана. Видите, как переливаются его грани? Поверьте, тут нет никакой магии, просто упорный и ежедневный труд, доступный каждому разумному человеку.
Обязательно отводим взгляд в сторону или смотрим на нашу работу в зеркале. Периодически щуримся. Это поможет вам не перепутать те области, которые темнее, с теми, что светлее.
После того как покрыли всю площадь рисунка штрихами, снова придирчиво рассматриваем нашу работу. Если где-то видим тоновые "провалы", обязательно корректируем, добавляя в проблемные места ещё штрихов.
Важное дополнение: У этого метода рисования всего один минус. Вам очень сложно будет корректировать работу с помощью ластика. Однако, не стоит вешать нос. Дело в том, что настоящий способ штрихования настолько добр и демократичен, что вам просто не потребуется ничего править. Потому что главное тут – заранее правильно распределить все области по тонам.
Автор мастер-класса — @yurchello