Уважаемые пользователи Голос!
Сайт доступен в режиме «чтение» до сентября 2020 года. Операции с токенами Golos, Cyber можно проводить, используя альтернативные клиенты или через эксплорер Cyberway. Подробности здесь: https://golos.io/@goloscore/operacii-s-tokenami-golos-cyber-1594822432061
С уважением, команда “Голос”
GOLOS
RU
EN
UA
vp-magic-india
6 лет назад

Портрет Индии кисти Рави Вармы. Рубрика: ВЕЛИКИЕ ИМЕНА ИНДИИ


Давно известно, что одним из главных условий мирного сосуществования и сотрудничества различных, зачастую очень непохожих друг на друга культур является взаимное понимание. То, что понятно, знакомо и близко, а значит в какой-то мере и ценно, не может вызывать ни неприязни, ни пренебрежения. И в деле улучшения понимания культур незнакомых и необычных ничто не проявляет себя лучше, чем искусство, а в особенности искусство изобразительное. Произведения известных художников и скульпторов разных народов и стран не нуждаются в адаптации и переводе, в них каждый видит что-то своё, находит параллели с личными переживаниями и мировосприятием. Так, творчество всемирно известного индийского живописца Рави Вармы внесло неоценимый вклад в ознакомление человечества с неповторимым и прекрасным миром его родины.  


     Изгнанница. Холст, масло. 1901 г.

     Раджа Рави Варма родился в апреле 1848 года в родовом замке Килиманур княжества Траванкор (ныне территория штата Керала), в известной дворянской семье. Титул раджи был пожалован семейству как личный и пожизненный самими вице-королём и генерал-губернатором Индии. Мать будущего художника, Умаямба Байи Тампурратти, происходила из семьи баронов, правивших феодальными владениями Килиманур в княжестве Траванкор, и была писательницей и поэтессой. Одно из её произведений, «Парвати Свайамварам», было опубликовано самим Вармой уже после её смерти. Отец – Еджумавил Неелакантхан Бхаттатирипад – происходил из местности Эрнакулам (шт. Керала), он слыл знатоком санскритской словесности и Аюрведы. У Рави была сестра и двое братьев, младший из которых тоже стал художником и всю жизнь тесно сотрудничал с ним.


     Автопортрет. Холст, масло. Дата неизвестна

     Художественные наклонности проявились у Вармы в весьма нежном возрасте. Уже в семь лет мальчик старался изобразить всё, что видел, нередко используя в качестве холста стены дома. Его дядя, художник из Танджора Раджа Варма, заметил способности племянника и всячески поощрял его занятия рисованием.

     В 14 лет Рави переехал в Тируванантапурам, где учился акварельной живописи у придворного художника Рамы Свами Найду. Использование же масляных красок в то время было в новинку в Индии, и соответствующей техникой в Траванкоре владел только один специалист – Рамасвами Наикер из Мадурая, который из боязни конкуренции не стал делиться секретами мастерства с юным Вармой. Однако один из учеников Наикера, Арумугам Пиллай, вопреки воле наставника согласился обучать Рави. В дальнейшем обучении тонкостям масляной живописи Варме помог датский портретист Теодор Дженсон, прибывший писать портрет махараджи Траванкора Айилиама Тирунала и его супруги. Примечательно, что, по мнению критиков, портрет четы махараджей авторства самого Вармы превосходит произведение Дженсона и по технике, и по живости.


     Кадамбари. Холст, масло. Дата неизвестна

     Избегая традиционных академических сюжетов, Рави отдавал предпочтение изображению классических индийских музыкантов, танцоров катакали, персонажей эпоса. Во многом благодаря усилиям британского чиновника Эдгара Тернстона произведения Вармы стали получать широкую мировую известность. В период 1870-1878 годов им написан ряд портретов индийских аристократов и британских чиновников, что навсегда закрепило за ним славу выдающегося портретиста. Истинное же мировое признание пришло к Варме после триумфа выставки его полотен в Вене в 1873 году. Позднее, в 1893-м, подобный триумф повторился, когда картины Вармы получили три золотых медали на Всемирной выставке в Чикаго.


     Молочница. Холст, масло. 1904 г.

     В 1894 году, следуя совету тогдашнего девана (аналог премьер-министра) княжества Траванкор Махава Рао, художник основывает в районе Гаткопар (Мумбаи), литографическое печатное предприятие. Основными сюжетами литографий становятся изображения индуистских Божеств, сцен из Пуран, Рамаяны, Махабхараты. Эти картины получили огромную популярность в народе и продолжали выпускаться многотысячными тиражами и после смерти Рави Вармы. Однако коммерческого успеха предприятие, названное «Депо картин Рави Вармы» и управлявшееся самим основателем, а впоследствии – его братом, не имело, и к 1899 году оказалось на грани банкротства, а в 1901-м было продано немецкому печатнику Фрицу Шлейхеру. Некоторое время новый владелец продолжил печатать произведений Вармы, но позже стал пользоваться услугами менее талантливых художников. Типография успешно работала вплоть до 1972 года, пока не стала жертвой пожара, уничтожившего, помимо прочего, и немало уникальных литографических матриц авторства самого Рави.


     Джатайю. Холст, масло. 1906 г.

     В произведениях Вармы удивительным образом традиции индийской живописи соединились с достижениями западной академической школы. Его картины были доступны и понятны широким массам, включая людей из низших каст. Последним в те времена не разрешено было посещать храмы, и образы Божеств авторства Вармы стали для них желанным объектом поклонения.

     Изображения сюжетов эпоса Душьянты и Шакунталы, Нала и Дамаянти, многих других эпизодов Рамаяны и Махабхараты, сцен жизни простого народа, а также множество портретов и портретных композиций, созданные Вармой, широко известны и любимы и в Индии, и за её пределами. Нередко подвергавшийся критике за чрезмерную театральность и приукрашености своих картин, Рави Варма всегда были искренним в глубокой любви к красоте и величию своей родины, к культуре и быту своих соотечественников. В 1904 году вице-королём Лордом Керзоном Варме была вручена золотая медаль «Кайсар-и-Хинд». В честь художника в Мавеликаре (шт. Керала) основан колледж по изобразительному искусству. Творчеству Вармы посвящены несколько кинофильмов, а правительство Кералы учредило премию «Раджа Рави Варма Пураскарам», ежегодно присуждаемую за вклад в искусство и культуру.


     Беседа о творческом наследии Раджи Рави Вармы на канале NewsX:



     Источники: 1, 2, 3. 


 Автор материала: @edgarposter.                                                Редактор: @catyk.

 С Вами и для Вас теперь – «Волшебная Индия»!                                   31.05.2018  


     Платформа Pokupo.ru предоставляет полноценный интернет-магазин и избавит вас от поиска домена, хостинга, админов, программного софта, а также от абонентской платы. Надёжно, удобно и весёлая техподдержка.

     И главное: зарабатываете вы – зарабатываем мы. И никак иначе.

     Телеграм-чат сообщества Pokupo и @ivelon ждут ваших вопросов.


0
302.976 GOLOS
На Golos с August 2017
Комментарии (31)
Сортировать по:
Сначала старые