Благовещение
Святой апостол Лука повествует о Благовещении Пресвятой Деве Марии (Лк.1;26-38). В Евангелиях не говорится ранее о Пречистой Деве. Рассказы о Пречистой Деве, о Ее рождении от святых праведных Иоакима и Анны, не имевших детей, скорбевших об этом и молившихся Богу, приводят древние апокрифические источники, относящиеся ко II веку по Р. Х. («Протоевангелие Иакова», «Евангелие Псевдо-Матфея» и др.).
Молившимся в скорби праведным Иоакиму и Анне было возвещено от ангела о даровании им дитя, они дали обет посвятить Ее Богу; апокрифы рассказывают о введении во храм Пречистой Девы, о Ее жизни в храме, проводимой в молитве и рукоделии, об обручении Ее, по слову ангела Господня, в возрасте четырнадцати лет праведному старцу Иосифу, которому Она была вверена для хранения данного Ею обета девства. «Главная тема «Протоевангелия Иакова» – это прославление Божией Матери. Хотя «Протоевангелие» было отвергнуто, как канонический текст, оно пользовалось огромной популярностью среди христиан, сюжеты этой книги воздействовали на благочестие. Влиянием этого апокрифа объясняется почитание родителей Божией Матери, Иоакима и Анны, именно из этого апокрифа взяты имена, которые мы упоминаем на каждом богослужении…» (прот. Алексей Емельянов).
И тексты Священного Писания (Лк.1;26-38), и некоторые раннехристианские произведения приводят свидетельства о Благовещении Пресвятой Деве – о явлении Ей архангела Гавриила и возвещении Ей о рождении от Неё Сына Божия. «Он будет велик и наречется Сыном Всевышнего, и даст Ему Господь Бог престол Давида, отца Его; и будет царствовать над домом Иакова во веки, и Царству Его не будет конца», - говорит архангел Гавриил Пречистой Деве (Лк.1;32-33). «Родившееся в Ней есть от Духа Святаго, родит же Сына, и наречешь Ему имя Иисус, ибо Он спасет людей Своих от грехов их», - возвещает архангел Иосифу (Мф.1;20-21).
Елена Землянская