Буддизм. Практика. Истина пути.
Автор @azarovskiy для сообщества @vp-bodyform
Говоря о буддизме, мы должны знать о природе Будды. Те, кто уже имеют тонкое сознание в состоянии очиститься от всех плохих качеств. Ведь им уже не требуется входить в сознание для того, чтобы осознать, они теперь управляют сознанием, а потому в состоянии очиститься от дурных качеств совсем. Но дело даже не в этом. Тонкое сознание, понимая существующие явления, занимается непрерывным развитием всех благих качеств, все время находится в работающем, генерирующем, состоянии сознания. Это и есть Пробуждение, качество Будды, когда достигнута Истина Пресечения Страдания. Кто интересовался Третьей Благородной Истиной? Она достигнута, когда пресечены причины страдания.
Но что должно быть до Пробуждения? Ведь для того, чтобы развивать благие качества, должны быть предприняты ещё какие-то действия. Естественно, для этого надо освободиться от плохих качеств. Это происходит на этапе Освобождения. Анализируем состояние воды. Очищение – это Освобождение, а прибавление других полезных свойств, скажем, нектара, - Пробуждение.
Мало очиститься, важно развивать положительные качества.
Многие воспринимают слово «нирвана», как нечто отвлечённое, находящееся в каком-то недосягаемом месте. Но «нирвана» всегда внутри нас, это наш путь, на котором происходит очищение от негативных качеств. Четвёртую Благородную Истину называют Истиной Пути.
Пустоту можно постичь на Благородной Истине Пути.
Теперь сравните Истину Пути с Источником страдания, то есть Четвёртую и Вторую Благородные Истины. Лекарство и болезнь. Болезнь уходит после применения лекарства, вместе они не могут быть. Они противоположны друг к другу. Тьма и свет несовместимы.
Размышляйте о том, что любое страдание рождается из мрака, из клеш. Они коренятся в заблуждении, незнании природы вещей, незнании явлений. «Я» для нас – это нечто самодостаточное, имеющее свою природу. Корень заблуждений в этом. Отсюда растет пристрастие к «Я», самолелеяние «Я». Отсюда рациональный раздел на враждебные кусочки эмоционально-нравственного целого: вот – друзья, вот – враги, вот – наши, вот – не наши. Отсюда то, что нам приятно и не приятно. Отсюда эксплуатация одного существа другим, отсюда политика, идеология, войны и всякое разделение.
Размышляя, важно понять не на словах, но ощутить то, что понимаете. Есть четыре буддийские школы философии, высшая из них – прасангика. С точки зрения этой философии можно, наверное, объяснить ощущение понимания. Но будет лучше, если Вы сами начнете это исследовать.
Итак, допустим – Вас кто-то ругает. Первое чувство «Я» это протест, «меня» ругают. «Я» существует самостоятельно и его, то есть «меня» ругают. Слова ругани начинают Вас ранить, Вы начинаете проявлять своё «Я», теперь это уже не просто самоназвание ума, тела и чего-то ещё, но оно существует объективно, само по себе. Вы в полном заблуждении.
Много и много жизней, человек представлял, что существование «Я» объективно, что это не только ум, тело и что-то ещё. Мы имеем дело с этим сильнейшим заблуждением. Отсюда цепляние за остальные явления, которые предстают самосущими, существующими в реальности. Неведение множится, растёт и становится огромным и невежественным мировоззрением. Такое «Я», рождающее такое «мировоззрение» – и есть основной корень рождения круговорота страдания.
Надо просто извлечь этот проросший корень и круговорот страдания исчезнет. Для извлечения этого корня, то есть устранения причины страданий, мы должны знать об Истине Пути, следовать по этому пути. Это и будет Четвёртой Благородной Истиной, где сознание постигает Пустоту, в которой явления и «Я» свободны, у них нет самостоятельного бытия, нет самосущего.
Но это не означает, что «Я» отсутствует совсем. Отсутствует «абсолютное», самостоятельное существующее «Я».
По материалам буддийских монахов
фото pixabay.com