ЧЕТЫРЕ ГРАЦИИ В ТАЙГЕ
За что уважаю своего самого активного автора - так за чувство ответственности. Ответственности пред семьёй, художником и жизнью.
- - -
Живопись бессмертна!
Кто только живопись ни хоронил! Сначала похоронят академическую школу, потом передвижников, потом кубизм-футуризм, социалистический импрессионизм, абстракционизм и т.п. А потом и всё вместе.
Не только допотопной живописи рэп-рок-искусствах стремительного Третьего тысячелетия.
Грешен, и сам поддавался и ходил на поминки.
Беззаветный живописец классического русского стиля мой современник Александр Павлов убедил меня окончательно:
Живопись бессмертна!
Всё преходяще, но краска на полотне - навсегда, пока человек видит у него, есть глаза и мир разноцветен.
Может ли творчество быть смыслом жизни?
Наверное.
Но если поразбираемся - что впереди: никудышные смыслы или творящее начало? Что в себя включает? Творчество смыслам не поддается.
Наверное, для Александра Павлова - его творчество - смысл существования, это по его скромности и по-житейски: оправдывает его успехи и неудачи.
Боясь гордыни, он и себе не признаётся, что Заведующий Творчеством в этом мире поручил ему божественную миссию, и он творит свой особо самостоятельный многоцветный мир. Мир Павлова.
Заходите в мой мир.
Мне, правда, он всегда казался чересчур серьезным. Но в «Грациях» сквозит какой-то солнечный смех, точнее, солнечная улыбка мудрого мастера, восхищенного удачным деньком, задавшейся работой и непосредственными послушными девчонками.
Люди уходят в тайгу.
В сообществе деревьев, особенно хвойных, есть какая-то притягательная тайна, понятно, нечеловеческая тайна.
Человеку надо в тайгу. Считается, человек ищет одиночества. Но какое может быть одиночество среди деревьев? У них свой язык. И человек оставаясь наедине с ними, понимает их живой язык, ведет с ними молчаливый разговор.
Тайга поймет.
Я не стал уходить в тайгу. Я решил посадить свою тайгу. Я посадил тайгу. В моей тайге кедры, сосны, ели и невообразимой осенней красоты лиственницы.
Моя тайга всегда со мной. Летом. Осенью. Особенно зимой. Весной.
Не каждому выпадет счастливый шанс - посадить саженец и жить в тайге.
Мои внучки, наверное, пока не понимают этого счастья - бывать в дедовой тайге.
Мне захотелось запечатлеть всех своих стремительно подрастающих внучек старинным образом - на живописном полотне. Павлов сразу согласился. Правда, наверняка, у него созрела собственная композиция, но я не сдался, настоял - мои четыре грации в моей тайге.
Художники не любят диктата, но Павлов, соглашаясь, видимо, почувствовал в моем замысле нечто соразмерное собственному творческому позыву.
У детей не бывает ничего общего.
Это совершенно отдельные космосы.
Решительная красавица Аннушка.
Анна.
Утомленная Лера.
Лера.
Изысканная утонченная Алиска.
Алиса.
И несмолкаемый колокольчик Алёнушка.
Алёна.
Девочки терпеливы. Даже огненная непоседа Алёнушка стремится позировать дисциплинированно.
Это большое искусство - позировать. Девочкам в терпеливой жизни пригодится.
Денёк ласковый и задорный, солнышко тёплое.
В моей тайге темнохвойное теплое солнышко. И еще четыре родных солнышка.
Художник Павлов сумел с ними быстро подружиться. Как это ему удалось? Они меня-то к себе не всякий раз подпускают, особенно в обидчивом младенчестве. Наверное, они ему - все - понравились, а девочки-дети это чувствуют и ценят.
Не узнать наших «ураганов» - застенчивы, как единственная березка в моей тайге.
Так почему же живопись бессмертна? Потому что - волшебство. Вот он сугубый реалист Павлов, но он же не мастер-ремесленник, он не пишет - он колдует. И в его фигурной композиции вдруг это волшебство проявляется. Не один фотоснимок, самый вдохновенный, этого мгновенья не уловит.
У живописца мгновенье продлённое - это происходит только сейчас и здесь, но в каждом запечатлённом жесте, позе, движении - присутствие долгой жизни и знакомства.
Простое сочетание красок. Ведь элементарное сопряжение цветов и рождает этой событие, мгновенновечное.
Что бы ни произошло - четыре моих грации навсегда в дедовой тайге в этот симпатичный июльский денёк. 2018 год на дворе. Сколько же им на всех? 17, 15, 8, 3. Совокупно 43. Художнику - побольше.
Ну как я могу выразить свою любовь к их будущей жизни?
Наверное, не всем девочкам понравились они сами на этом холсте.
Ничего, подрастут, оценят.
Но самое главное: «Грации в тайге» - это моё признание в любви своим внучкам.
Я не знал как им высказать свое тайное мимолётными словами.
Павлов помог.
Наверное, краски ярче слов признания.
Вечные грации в дедовой тайге. Навсегда юны и свежи.
Маленькая разница, которую дал грациозно понять живописец Павлов:
Фотография - остановленное мгновение.
Картина - остановленная вечность жизни.
* * *
из книги ЧЕЛОВЕКОВЕК
(презентация 5 марта в ЦГБ)
хе-хе
иногда полезно начать делать чего-нибудь, кроме того что умел в прошлой жизни