Маркер осознанности
Маркер человеческой осознанности — отношение к детям и старикам. И не только родным, но и чужим.
Человек, тонко чувствующий ткань этого мира, понимает, что родившийся ребёнок — ещё не наполненный ментальными нечистотами сосуд. То, что в английском языке называется «baby», а в русском «малютка» — это чистый лист, который готов к тому, чтобы на нём писа́лась книга его жизни.
Взрослея, ребёнок впитывает «мирское» и «взрослое», но до определённого уровня дееспособности всё ещё остаётся наполненным инертным содержанием, которое всё ещё возможно менять. Это наполнение не является самим ребёнком, его сутью. Поэтому детям прощаются чудачества и воспитание в лучшей своей форме предполагает наполнение маленького человека сбалансированным сочетанием позитивного с негативным. Если усиленно ограждать от негатива — вырастет неприспособленный к жизни неженка, если в ребёнка вливать ненависть, сформируется злой циник.
Дети прекрасны по своей сути, они наши проекции и наши отражения. Всё, что мы не любим в своих детях, мы не любим в самих себе. Всё, что мы не любим в детях окружающих нас людей, мы не любим в самих окружающих или нас самих.
Искусство воспитания заключается в нахождении той середины, того баланса воздействий, которое позволит сформировать в ребёнке гармонию, наполнив его сознание теми установками, результаты которых желаешь ощущать по отношению к себе. Хочешь, чтобы ребёнок был добрым, научи его быть добрым. Желаешь, чтобы ребёнок понимал тебя, учись понимать ребёнка. Следовательно, родитель становится осознанным, когда целиком понимает влияние собственного примера на детей. Дети — отражения взрослых.
Применение ощутимого физического насилия к ребёнку является проявлением ментальной слабости и бессилия в потугах подогнать восприятие в спокойное русло. Всплеск негативных чувств в сторону детей говорит лишь о собственных слабостях, о неготовности справиться с ситуацией без насилия, изменив собственный подход и взгляд на проблему. Чтобы совершить насилие, требуется эмоциональная готовность его совершать. Физическое насилие — очевидный и быстрый метод изменения ситуации. Чем беззащитнее противник, тем насилие совершать проще. Совершение насилия над детьми — показатель нежелания поиска иных методов. Буддаоизм рекомендует придерживаться принципа ненасилия (Ахимса).
Осознание того, что каждый ребёнок это маленькое чудо открывает в отношениях между детьми и взрослыми новые грани. Удивительные результаты даёт проявление «любящей доброты» (Метта). Отмечено, что в детях эта практика вызывает сильный положительный резонанс. Дети отлично чувствуют как фальшь, так и искренность.
Всё то же самое можно сказать и о стариках. Разница лишь в том, что старики уже наполнены ментальным на столько, что льётся через край. Удивительно дожить до глубокой старости в чистом сознании, войдя в почтенный возраст мудрым и сдержанным. В таком разе будешь уважаем и полезен до конца своих дней. К этому нужно стремиться. Такие люди вызывают восхищение. Однако, жалость и сострадание вызывают те, кто к старости не накопил мудрости, потому что постоянно откладывал это на потом, не утруждаясь «излишней философией». Или не останавливался в вечной погоне за «синими птицами», а потом внезапно захирел и занемог. Такие вчерашние могущественные и ушлые личности, одряхлев, представляют собой жалкое зрелище.
Возраст сам по себе не привносит мудрости и не делает человека разумным. Чаще наоборот — лишает разума. Мудак с возрастом не становится мудрецом, а превращается в старого мудака.
Хочешь узнать кто перед тобой, посмотри как он относится к детям и старикам. Ом