Буддаоизм о морали и ложной дихотомии
При просмотре сериалов «Миллиарды» и «Карточный домик» стоит понимать одно: все эти люди - аморальны. Свойство драматургии, привязка к моральным догмам и образу персонажей, чёрно-белому выбору - это ловушка внимания. Да, мы выбираем «плохого» и «хорошего». Но это продиктованный извне выбор, который навязан ради выживания социально-экономической системы. Нет объективного выбора между «плохо» и «хорошо», он субъективен. Например из трёх куч фекалий нельзя выбрать чистую, потому что это всё нечистоты. Ставящий выбор из этих куч — лицемер и лжец, желающий совершать манипуляции. Этот выбор — т. н. «ложная дихотомия». Адекватным ответом на это будет поговорка: «В сортах говна не разбираюсь».
Мир полон печали о разрушении морали. Но, что такое мораль? Это загон, в котором нас пасут. Навязываемая мораль условна по сути и абсолютна в голове, настаивает на постоянном выборе даже там, где его не следует делать. «Что русскому хорошо, то немцу смерть». Мораль это средний уровень в тройном механизме выживания, где ниже её — животные инстинкты, а выше - личное осознание и этика как следствие. Распад морали ведёт либо к деградации, либо к прозрению. "Аморальное поведение" - это или животный оскал, или воззрение, отличающееся от её догм. Если цепляться за мораль, боясь упасть, не достичь осознанности. Если без осознанности отвергать мораль, последует падение. Когда осознаёшь происходящее, потребность в морали отпадает.
Понимание реальной картины приносит боль и порождает цинизм, порой нездоровый, в качестве защитной реакции. Цинизм часто порицается моралью, как нечто, что приносит страдания окружающим. Но часто спящие люди расценивают проявление логики и определённой этики как цинизм, потому что не понимают их и боятся. Попытка отступления от догм морали расценивается как преступление. Таким образом, мораль отрицает контекст, являясь абсолютным правилом, не терпящим инаковости.
Будда, осознав жизнь испытал катарсис, прозрение через всю боль всех живых существ. Он сознательно пошёл против индийской кастово-варновой морали, вызвав реакцию системных морализаторов. Но ничего «плохого» не случилось. Система варн/каст в Индии существует и поныне. Однако, теперь нам доступно учение о Четырёх Благородных Истинах.
Всегда стоит относиться к двойственному выбору не только как «моральному праву» или «гражданской обязанности», но и как к отдельному дискурсу, помимо которого существует масса других вариантов. И из кучек говна следует выбрать пустоту между ними, как завещал Линьцзи: «Не считайте Будду {чем-то} окончательным. По моим представлениям, это что-то вроде дыры в отхожем месте». Да, единственное чистое место в нужнике — дыра, сквозь которую всё пролетает. Однако, это многим не очевидно.
Буддаоистам широты взглядов и прозрения! Ом