"Перегибы на местах". Церковь и органы Советской власти. Часть 4
Автор @kraeved
Советская власть считала обязательным контролировать действия церкви, иначе в виду ослабления контроля церковники начинают грубо попирать личные права граждан на свободу совести, совершая крещения, причастия, отпевания и т. д.
Представители исполкомов составляли списки проживающих на подведомственных территориях сектантов, самозваных мулл, наставников и проповедников, вели разъяснительную работу с ними по предупреждению нарушений советских законов.
Местные органы власти руководствовались Указом Президиума Верховного Совета РСФСР от 23 июня 1975 г. «О внесении изменений и дополнений в постановлении ВЦИК и СНК РСФСР от 8 апреля 1929 г. «О религиозных объединениях». Старались глубоко разобраться в его содержании и как могли усиливали атеистическое воспитание всех категорий трудящихся, принимали необходимые меры к соблюдению требований законодательства о культах.
В течение 1974–1975 годов в действующих церквях области стал наблюдаться рост денежных доходов от исполнения религиозных обрядов, реализации свечей и предметов культа. В 1974 году, в сравнении с предыдущим годом, денежные поступления в православных церквях возросли на 6,5 %; в старообрядческих церквях — на 24,5 %; в первом полугодии 1975 года в православных церквях — на 6,8 %, в старообрядческих — на 58,8 %.
Наиболее значительный рост церковных денежных доходов произошел в Свердловске (9,5 %), Талицком районе (11,3 %), Ирбите (12,2 %), Невьянске (28,5 %), Артинском районе (32,1 %), Пригородном районе (32,6 %). Верующие, проживающие в городах Алапаевске, Карпинске, Ирбите, в Талицком и Нижнесергинском районах в действующих приходах приобрели иконок и крестиков в полтора раза больше, чем в первом полугодии 1974 года, а церковь города Невьянска продала свечей и иконок столько же, сколько за весь прошлый год.
За шесть месяцев 1975 года жителями области совершено 1579 крещений, в том числе 203 школьников и 239 взрослых. Среди крестившихся наблюдались случаи крещения семьи в полном составе, возросло число крещений среди подростков, студентов, молодежи. В Качканаре, Нижней Туре, Реже, Серове, Верхотурском, Нижнесергинском и других городах и районах количество крещений возросло в два-три раза в сравнении с первым полугодием 1974 года.
Райисполком отмечал, что церковь по-прежнему продолжает удерживать в своих руках заупокойную сторону жизни людей. Только в зарегистрированных религиозных объединениях в первой половине текущего года было учтено 1151 очных и 10162 заочных отпеваний, что составляет 50,6 % к числу всех умерших.
Так в г. Свердловске отпеваний над гробом в присутствии родственников совершено 369 и 4874 заочных отпеваний: общее количество обрядов отпеваний в 1975 году к уровню 1974 года возросло на 32 %. В Алапаевске, Верхотурье, Ирбите, Красноуфимске, Невьянске от 20 до 60 % умерших отпеваются в церкви.
Критичным для верующих и Успенской кладбищенской церкви г. Верхотурья можно считать 1984–1985 года, что отражалось в следующем. При церкви имелся исполнительный орган — двадцатка и ревизионная комиссия в количестве 3-х человек. Средний возраст членов двадцатки — 69 лет. Молодежи среди них не было.
Священник С. И. Комаров в последние два года в связи с болезнью службы вел редко, в основном по субботним и воскресным дням, а также по церковным праздникам. Проповеднической деятельностью почти не занимался по состоянию здоровья. Практически все дела в церкви вела двадцатка, активности членов которой, как отмечал райисполком, несмотря даже на преклонный возраст, можно позавидовать.
Окончание следует
Библиография здесь
Изображения из архива редакции Истфака, музея ВГИАМЗ и с лицензией ССО