Из истории русской митрополии XIV века. Митрополит Феогност
В предыдущем своем очерках я описал события связанные с восстанием в Твери в 1327 году и изменением политической ситуации в северо-восточной Руси после смерти митрополита Петра Ратенского. Митрополит Петр скончался в декабре 1326 года и судьбу митрополии должны были решить в Константинополе. Новым митрополитом стал грек по национальности - Феогност. О биографии нового главы митрополии, до этого назначения мы практически ничего не знаем, существуют косвенные догадки историков о том, что Феогност долгое время был монахом или настоятелем монастыря и очень почтительно относился к черному духовенству, считая его главным условием в подготовке церковных иерархов. Следующие задачи были поставлены перед новым митрополитом константинопольским патриархом Исайей, а соответственно и императором (церковь и власть в Византии были очень взаимосвязаны):
- Сохранить единство огромной русской митрополии и не допустить её дробления на литовско-русскую, восточную (московскую или владимирскую) и по возможности галицкую. В это время мирополит Феофил руководил литовской и галицкой митрополией.
- Поддерживать теплые отношения с Золотой Ордой и служить дипломатическим посредником между Византией и Ордой.
- По возможности сохранять тесные отношения с местными правителями, не вступая с ними в конфликт, но и не подчиняясь их воле. Соблюдать баланс интересов всех конфликтующих сторон в противостоянии светских владык. То есть не становится однозначно на сторону Москвы или её соперников.
Эти инструкции было нелегко осуществить полностью, так как сама Византия и патриархат находились под давлением светских владык Восточной Европы и были склонны идти против собственных инструкций в деле открытий новых митрополий, когда считали это важным для своих дипломатических и экономических интересов.Для нас самым интересным является политика Феогноста в отношении Москвы.
В упрощенном понимании истории митрополит выглядит как верный друг и соратник Ивана Калиты в деле объединения русских земель. Продолжатель политики Петра, который перенес столицу в Москву, и дал некий духовный и политический план преемнику. С этой точки зрения Феогност просто продолжил линию предшественника и помогал московскому князю собирать русские земли, выступая всегда на стороне объединения княжеств под эгидой Москвы. Он это делал, чтобы сохранить единство русской земли и русской церкви, что ему удалось. За это он был возведен в ранг почитаемых "московских святителей".
Такая точка зрения не верна и нуждается в существенной коррекции.
Феогност появляется в русских землях в 1328 году, сразу после погрома Твери. Первоначально он приезжает во Владимир, который оставался официальным центром митрополии. В то время в Северо-Восточной Руси было два великих князя Александр Васильевич суздальский и Иван Данилович Московский, и они оба не находились во Владимире.
Феогност поддерживает политику хана и великих князей и первые годы занимается церковным строительством. В этом деле особую позицию занимает Иван Калита, который пытается прославить Москву как церковный и политический центр. В 1330 году Феогност участвует в открытии Спасо-Преображенского монастыря в Москве и рукополагает его первого архимандрита и освящает открытие главного его храма Спаса на Бору.
Храм Спаса на Бору. Рисунок М.Ф. Казакова. 1760-е годы
Бежавший после восстания тверской князь Александр Михайлович начал княжить в Пскове и вступил в союз с Литвой. Существование литовско-русской митрополии и попытки псковичей получить свою епископскую кафедру очень беспокоили Феогноста и его союз с Москвой был в первые годы продиктован политическими мотивами.
Епископы западной и южной Руси не слушались митрополита в Москве и избирали на вакантные кафедры епископов соборами (4-5 епископов выбирали преемника на вакантную кафедру) и с поддержкой местных князей. Единая русская митрополия раскалывалась все больше и больше. В 1331 году он направляет жалобу на этих епископов В Константинополь и Орду.
В 1331 году новгородцы сделали еще один шаг к церковной независимости. Они сами избрали своего архиепископа Арсения, и послали его на утверждение литовскому митрополиту Феофилу. Феогност смог это не допустить и с помощью влияния московского князя в 1331 году сделать Новгородским архиепископом Василия Калику, который считался его ставленником. Так же он отказался открывать псковскую епископию.
В этой борьбе все более важным становится поддержка хана и Феогност совершает в 1332 году поездку в Орду. Он получает от хана Узбека подтверждение всех привилегий и свободу действий на территории подвластной Орде. Взамен Феогност продолжает пребывать в Москве и борется против опального тверского князя, отлученного за восстание от церкви. В 1332 и в 1336 годах во время конфликтов Ивана Калиты и Новгорода митрополит Феогност и архиепископ Васмлий Калика выступают миротворцами и способствует заключению мира.
Но все эти действия не спасли русскую митрополию от раскола. После смерти митрополита Феофила (около 1330-1331 годов) константинопольский патриарх первоначально не замещает литовскую митрополичью кафедру, что можно считать уступкой Феогносту и Орде. Но но под давлением польских и литовских правителей в 1332 году галицким митрополитом стал Феодор.
В 1330-40-е годы митрополия раскололась на две части. Галицкому митрополиту подчинялись: Белгородская, Черниговская, Полоцкая, Владимирская, Турово-Пинская, Смоленская, Галицкая, Перемышльская, Холмская, Луцкая и Брянская епархии. Феогност контролировал: Владимиро-Суздальская митрополичью область, Ростовскую, Рязанскую и Сарайскую епархии. За Тверскую епархию шла борьба. Как мы видим большая часть земель митрополитом Феогностом не контролировалась.
В 1341 году происходит еще одно очень важное событие. Архиепископ новгородский Василий Калика получает из Константинополя особый подарок "крестчатые ризы и белый клобук". Впоследствии новгородцы составили особую повесть и доказывали независимость своего архиепископа от митрополита и политическую независимость Новгорода от Москвы. Новгородский владыка окончательно стал политической фигурой и практически не подчинялся в своей деятельности митрополиту в Москве.
Все эти события все больше делали Феогноста союзником московских князей и Орды. Он оказался заложником той политики, которую начал в начале своего руководства церковью переехав в Москву. В 1339 году он провозглашает московским святым своего предшественника митрополита Петра Ратенского, теперь Московского.
После смерти в 1340 году Ивана Калиты и хана Узбекав в 1341 году позиция митрополита меняется. В 1342 году во вторую поездку митрополита в Орду к новому хану Джанибеку, Фегност попадает в очень сложную ситуацию. Враги митрополита смогли донести хану, что церковь очень богата, и тот требовал с митрополита огромную сумму денег и хотел отменить льготы, данные предшественниками. И только подарки на 600 рублей (огромная сумма) и долгие переговоры митрополита и московского князя Симеона Ивановича Гордого, смогли исправить ситуацию и хан подтвердил все раннее существующие привилегии. В 1346 году Феогност поможет Симеону Гордому в его походе на Новгород, присоединившись к его войску и отлучив от церкви непокорных новгородцев.
В 1347 году в Византии утвердился новый император Иоанн VI Кантакузин и патриарх Исидор, нуждавшиеся в союзе с Ордой, против генуэзцев и потребовал галицкого митрополита Феодора и всех русских епископов признать верховенство Феогноста и приехать на суд в Константинополь. Но пользуясь поддержкой Ольгерда и польского короля русские епископы не подчинились, получив легитимность и поддержку от Тырновского патриарха (то есть независимой от Константинополя Болгарской православной церкви). В 1352 году опять возникла литовская митрополия, которая была воссоздана в Константинополе и новым митрополитом стал Феодорит.
Симеон Гордый все больше настаивал на передаче дел от Феогноста своему ставленнику Алексию из московского боярского рода Бяконтов. В 1352 году Алексий стал Владимирским епископом. В летописях говорится о старости митрополита, а также об опасности существования литвоского митрополита Феодрита, могущего претендовать на объединение русской митрополии под своим началом. Феогност согласился и при своей жизни благословил Алексия на митрополичью кафедру. Умер Феогност 11 марта 1353 года от чумы и был похоронен в Успенском соборе Москвы. Подведем итоги деятельности Феогноста:
1. Митрополит Феогност в силу своей политики и объективных исторических предпосылок не смог спасти русскую митрополию от окончательного раскола. Фегност окончательно связал свою судьбу с Москвой и Ордой, что стоило ему потери большей части русских епископств.
2. При Феогносте особый статус получил Новгородский архиепископ, который практически перестал подчиняться митрополиту.
3. Феогност стал одним из святителей Московских, которых считают строителем русской церкви и московского государства.
Главным итогом деятельности Феогноста стало окончательное оформление союза Московского князя и митрополита. Митрополит вместо Киевского и всея Руси, стал митрополитом Московским и Ордынским. Этот союз с одной стороны помогал Москве в её политической борьбе, но с другой делал невозможным для митрополита оставаться руководителем церкви на всех русских землях, расположенной на территории многих государств, враждующих с Москвой и Ордой. Такая политика нашла свое продолжение и завершение в политике митрополита Алексия, ставшего по сути дела и руководителем княжества и митрополии.
Московские святители Феогност, Киприан и Фотий. Икона XIX века