Из истории русской земель XIV века. Антиордынское восстание 1327 года в Твери
В своих исторических очерках об истории русской митрополии приходится подробно рассказывать о политических отношениях и борьбе русских княжеств в XIV веке. https://golos.io/ru--istoriya/@mikkitezz/iz-istorii-russkoi-mitropolii-xiv-veka-mitropolit-petr-pervyi-mitropolit-moskovskii-chast-ii
В этом очерке я немного отойду от судеб церкви и остановлюсь на одном из важнейших событий в истории русских земель первой половины XIV века - восстании в Твери 1327 года. Борьба между Москвой и Тверью, ставшая основной политической жизни Северо-Восточной Руси на протяжении нескольких десятилетий, перешла в 1325-1326 годы в острую фазу. Убийство Юрия Даниловича Московского Дмитрием Михайловичем Тверским и последующая его казнь в Орде, создало напряженное положение в Северо-Восточной Руси. Александр Михайлович Тверской получил ярлык на великое княжение Владимирское и формально считался старшим князем Северо-Восточной Руси. Сильна была оппозиция против него среди других русских правителей.
Иван Данилович (Калита) правил Москвой, значительно усилившейся при его убитом в Орде брате. Он смог заручится поддержкой митрополита Петра и тот в конце своей жизни переехал в Москву, обозначив особый статус этого княжения. Смерть митрополита в конце 1326 года и ожидание нового из Константинополя, делала ситуацию еще более сложной и для церкви и для русских княжеств.
Новгородская республика, пыталась лавировать между набиравшей силу Литвой, Тверью и Москвой и проводить самостоятельную политику.
Еще одним важным политическим центром в начале XIV века становится Суздальское княжество, его правитель Александр Васильевич, претендует на самостоятельную роль, поддерживая то Москву, то Тверь в их борьбе, надеясь сыграть на противоречиях и получить влияние в Орде.
В Орде правит хан Узбек (1313-1341), который проводит политику «разделяй и властвуй», постоянно стравливающий между собой крупные русские княжества. Примером может служить его решение о передаче в 1326 году ярлыка на великое княжение Александру Михайловичу Тверскому, с одновременной казнью его старшего брата. Орда, ставшая при Узбеке исламским государством, не хотела усиления русских княжеств, но так же понимала необходимость более умеренной политики (чтобы не допускать крупных восстаний против татар) и поиска верных союзников среди правящей русской элиты.
С.В. Иванов "Баскаки"
Летом 1327 года в Тверь с большим отрядом пребывает Чолхан (Шевкал, Щелкан), двоюродный брат Узбека. Русские летописи не сообщают причину приезда Чолхана, наверное целью было получение дани (выхода) и проверка лояльности нового великого князя. Чолхан вел себя в Твери очень высокомерно, поселился в княжеском дворце, выгнал оттуда князя, его приближенные относились к горожанам как к населению завоеванного города.
Беззаконный же Шевкал, разоритель христианства, пошел на Русь со многами татарами, и пришел в Тверь, и выгнал великого князя с его двора, а сам поселился на великокняжеском дворе, исполненный гордости и ярости. И сотворил великое гонение на христиан — насилие, грабеж, избиение и поругание. Люди же городские, постоянно оскорбляемые нехристями, много раз жаловались великому князю, прося оборонить их. (Повесть о Шевкале)
В исторической науке существует две точки зрения на организацию восстания.
Первая, что восстание возникло стихийно. Князь Александр Михайлович на все жалобы горожан, призывал к терпению. Он прекрасно понимал слабость своих позиций и бесперспективность борьбы с Ордой.
Вторая, что восстание было подготовлено самим князем. Среди русского населения, существовал страх, что татары свергнут местную династию и поставят русские земли под прямое управление Орде, и введут ислам. Этой точки зрения придерживались и летописцы:
Потом, немного дней спустя, из-за умножения наших грехов, когда Бог позволил дьяволу вложить в сердце безбожных татар злую мысль, сказали они своему беззаконному царю: «Если не погубишь князя Александра и всех князей русских, то не получишь власти над ними». Тогда беззаконный и проклятый зачинатель всего зла Шевкал, разоритель христианства, отверз свои скверные уста и начал говорить, наученный диаволом: «Государь царь, если ты мне велишь, я пойду на Русь, разорю христианство, убью их князя, а княгиню и детей приведу к тебе». И царь веле ему так сотворить.
( Царь это Узбек).
Возможно, князь Александр Михайлович помнил победу его отца в Бортеневской битве 10 лет назад над монголами и думал о том, что сможет победить отряды посланные Узбеком, если будет пользоваться общенародной поддержкой.
15 августа 1327 года началось восстание. Татары отняли кобылу у диакона Дудко, что и стало последней каплей, переполнившей чашу терпения народа.
И ударили во все колокола, стали вечем, и восстал город, и сразу же собрался весь народ. И возник мятеж, и кликнули тверичи и стали избивать татар, где кого поймают, пока не убили самого Шевкала. Убивали же всех подряд, не оставили и вестника, кроме пастухов, пасших на поле стада коней.
Миниатюра, изображающая восстание в Летописном своде
Князь Александр Михайлович или сознательно или по заранее намеченному плану поддержал восстание и призвал все русские княжества сопротивляться татарской власти.
Политические противники Твери моментально воспользовались этим событием. Иван Калита едет в Орду к Узбеку и возвращается с пятью туменами (около 50000 человек) и ведет объединенное московско-татарское войско на Тверь. Александр Васильевич Суздальский помогает ему в этом, присоединив к войску свой отряд.
В русских летописях это войско называлось «Федорчукова рать» (интересный факт, что татарский темник Федорчук был христианин). Эта рать полностью разорила княжество, взяла и сожгли Тверь и многие небольшие города, уведя огромный полон в Орду. Новгород откупился значительной суммой денег и тем, что не принял к себе бежавшего князя Александра Михайловича (тот нашел убежище в Пскове).
Итогами этого события стало полное изменение расстановки политических сил на Руси:
1. Великое княжение было разделено между верными слугами Орды. Иван Данилович Калита получил Новгород и Кострому. Александр Васильевич Суздальский получил Владимир, Нижний Новгород и Городец. Опять же сказалось стремление Узбека не допустить концентрации всей власти в одних руках и начать противостояние Москва - Суздаль (заменив Москва-Тверь). В 1331 году после смерти Александра Васильевича Иван Калита смог добиться всего великого княжения, что было связано с его дипломатическими способностями и политикой нового митрополита Феогноста.
2. Тверь выбыла из борьбы за великое княжение и больше никогда не смогла стать главным княжеством Северо-Восточной Руси. (Что не мешало ей в будущем поддерживать противников Москвы, например Литву) .
3. Окончательно было упразднено баскачество (сбор дани татарскими чиновниками - баскаками). Теперь дань собирали сами князья под контролем великого князя Владимирского, и отвозили в Орду. Эта функция станет основным экономическим рычагом усиления Москвы в руках Ивана Калиты и его сыновей.
4. Новый митрополит не мог уже лавировать между Тверью и Москвой, и ему после восстания пришлось продолжить политику митрополита Петра Ратенского на союз с Иваном Калитой.
Восстание в Твери 1327 года стало поворотным моментом в отношениях между Русью и Ордой, полностью изменило расстановку сил внутри русских княжеств и заложило основу для возвышения Москвы.
Спасибо за внимание!
В следующем очерке, расскажу о политике нового митрополита Феогноста.