Шпионская Матрица — «Маленькая барабанщица» Пак Чхан-Ука
С произведениями Джона ле Карре у меня не самые лучшие отношения и его манера повествования, с акцентом на «детали эпохи» не вызывает особых восторгов, чего не скажешь про экранизации его романов.
Вышедший в прошлом году «Ночной Администратор» с Хью Лори и Томом Хидлстоном оказался крепкой, очень атмосферной шпионской драмой, и, пожалуй одним из лучших шпионских мини-сериалов года, и, естественно, я настроился на лучшее в ожидании «Маленькой барабанщицы» (The Little Drummer Girl) — новой постановки по мотивам его романа, к производству которого британские продюсеры привлекли больших Голливудских звезд, и невероятно талантливого корейского режиссера Пак Чхан Ука, автора красивейшего детектива «Служанка» и культовой трилогии о мести.
На сегодняшний день вышло 3 серии из 6 и мне не терпится поделиться впечатлениями.
Агент израильской разведки Курц (Майкл Шэннон) пытается поймать палестинского революционера Халиля, с пугающим постоянством устраивающего со своими братьями взрывы в Европе. Во время расследования очередного теракта, произошедшего на территории Западной Германии, он выходит на его след и придумывает операцию по его захвату.
Единственное «но» — в ней более чем необходим человек со стороны и выбор падает на молодую британскую актрису Чарли (Флоренс Пью), к вербовке которой Курц привлекает своего верного коллегу — специального агента Гади (Александр Скарсгорд).
Смотреть «Барабанщицу» как шпионский триллер довольно непросто. Вроде-бы все на месте — привлекательная девушка, которая ловко придумывает истории, в которые сама же потом искренне верит, инфернально-меланхоличный агент Гади, который становится для нее таким же ментором как Морфеус для Нео, и агент Курц, блестяще сыгранный Шенонном (в коем-то веке его персонаж не является психопатом или воплощением отдельно взятой силы зла) и террористы, идущие на крайние меры ради высокой цели, но, друзья, Чхан-Ук никогда не играл по установленным правилам. Те самые акценты на эпохе он выводит на совершенно недосягаемый уровень, и вовсю оттягивается на фактуре, цветах и композиции.
Каждая из сцен буквально врезается в мозг — платья героини, ярко-красный мерседес, ночной Акрополь, контрастные гаммы и диалоги с переключением планов становятся настолько мощной эстетической составляющей, что сюжет начинает немного теряться, и, сдается мне, это очередной хитрый прием корейского режиссера, в духе «Служанки», спрятавшей отличный детектив за ширмой лесби-БДСМ-драмы, и по мере приближения героев «Барабанщицы» к злодею-Халилю, максимально сгустит краски или выкинет непредсказуемый сюжетный твист.
Впереди еще 3 эпизода, но, судя по первой половине сериала все очень хорошо и заслуживает внимания.
Любителям истории и антропологии — как детально продуманный экскурс в конец 70-х, романтичным девушкам — как историю любви красавца-шпиона и актрисы, ну а ценителям искусства — как эталон работы режиссера и команды художников.
П.С. Отдельное спасибо сценаристам за странные шутки Шэннона-Курца.