[Одесса в деталях] Памятник Дюку де Ришелье. Меркурий - символ торговли, прибыли и обогащения.
После того как мы рассмотрели в предыдущих постах два горельефа на которых изображены Тихе-Фортуна с жезлом, рогом изобилия и корабельным рулём, а также Юстиция с весами и страусом, нам остается рассмотреть последний. Чем мы сейчас и займемся.
Последним мы рассмотрим горельеф, который находится слева, если мы смотрим на памятник Дюку де Ришелье.
Перед нами полуобнаженный стройный молодой человек в крылатом шлеме, с кадуцеем в правой руке и мешочком с монетами в левой. У его ног лежат два тюка с товарами и мешок, из которого высыпаются монеты. На заднем плане виден силуэт корабля, который намекает на порт, коим и является Одесса.
Образ этого молодого человека узнаваем с первого взгляда, и ошибиться тут практически невозможно. Перед нами образ бога торговли - Меркурий. Он входит в число двенадцати богов Олимпа, а потому он самый легкоузнаваемый из всех остальных образов.
Меркурий (Mercurius, Mircurius, Mirquurius) — в древнеримской мифологии бог-покровитель торговли, прибыли и обогащения, сын бога неба Юпитера. К его атрибутам относятся жезл кадуцей, крылатые шлем и сандалии, а также часто денежный мешочек.
Как заверяют специалисты, официально Меркурий был принят в число италийских богов в 495 году до н. э., после трёхлетнего голода, когда одновременно с введением культа Меркурия были введены культы Сатурна, подателя хлеба, и Цереры. Храм в честь Меркурия был освящён в майские иды 495 года до н. э.. Тогда же был упорядочен хлебный вопрос (annona) и учреждено сословие купцов, носивших название mercatores или mercuriales.
С течением времени из бога хлебного дела Меркурий сделался богом торговли вообще, богом розничной продажи, всех лавочников и разносчиков. В майские иды купцы приносили Меркурию и его матери Майе жертвы, стараясь умилостивить божество хитрости и обмана, которыми сопровождалась всякая торговая сделка.
Итальянские художники и скульпторы использовали этот образ довольно часто. Сегодня можно найти очень много похожих памятников архитектуры, как в самой Италии, так и за её пределами. Приведем лишь два примера.
Меркурий
- Мрамор. II в.
- Рим, Ватиканские музеи, Музей Кьярамонти, XIII. 1.
Меркурий
- Пентелийский мрамор. С греческого оригинала нач. IV в. до н. э. Голова приставлена, ноги и руки с атрибутами современные.
- Выс. 163 см.
- Рим, Капитолийские музеи, Новый дворец, Атрий.
Появление этого символа не случайно. Одесса строилась и развивалась как торговый порт международного значения. И Ришелье очень много сделал для того, чтобы торговля здесь процветала. Довольно многие люди смогли нажить здесь свой капитал, чем были благодарны этому городу и его градоначальнику.
Говорить о том, что сделал Ришелье в этом плане можно очень долго. Но мы лишь упомянём о некоторых делах. Например, только в 1802 году, буквально через несколько лет после основания города, в Одесский порт прибыло 100 иностранных судов. Уже одна эта цифра велика. Но в 1804 году кораблей было уже 449, а в 1805 году 666 судов. Чтобы добиться столь резкого увеличения иностранной торговли, наряду с каботажной, герцогу приходилось принимать самые разнообразные энергичные меры, привлекавшие иностранных и русских купцов. В число данных мер, проводимых герцогом, входили: создание коммерческого суда, променной конторы, уменьшение таможенной пошлины на 25%. В 1804 году в записке для правительства Ришелье предложил введение в Одессе порто-франко, которое не было тогда еще поддержано. Но необычайно эффективными стали другие его предложения. В частности, разрешение русским и иностранным купцам провозить через Одессу иностранные товары, за исключением запрещенных, транзитом в Молдавию, Валахию, Австрию и Пруссию, что резко подняло значение Одесского порта, как одного из важнейших в морской торговле для Центральной и Восточной Европы.
Поэтому появление аллегории торговли на памятнике Дюку не случайно. Этот символично указывает на тот вклад, который он внес в развитие города Одесса. И жители города были очень благодарны ему за это.
Подводя итог этому обсуждению мы можем сделать следующий вывод:
На горельефе памятника Дюку де Ришелье изображена аллегория Торговли. Бог торговли Меркурий изображен полуобнаженным стройным молодым человеком в крылатом шлеме, с кадуцеем в правой руке и мешочком с монетами в левой. У его ног лежат два тюка с товарами и мешок, из которого высыпаются монеты. На заднем плане виден силуэт корабля, который символизирует торговый порт Одесса.
В следующем посте мы подведем итог описанию монумента Дюку де Ришелье в Одессе и обобщим наши выводы. Надеемся, что наши исследования вам понравились. Напишите нам, пожалуйста, в коментариях своё мнение о том, насколько убедительной была наша версия.
Всего вам самого хорошего и подписывайтесь на нас.
Предыдущие части:
- Памятник Дюку де Ришелье. Что за человек был этот Ришелье и почему ему поставили памятник в Одессе?
- Памятник Дюку де Ришелье. Французский аристократ в облике мудрого Римского Правителя? Нам тут шо, арапа запускают?
- Памятник Дюку де Ришелье. Кто изображен на горельефе? Цецера или Тихе-Фортуна?
- Памятник Дюку де Ришелье. Фемида или Юстиция? И при чём тут страус?
P.S. Мы сердечно приглашаем всех желающих присоединиться к нам и рассказать за Одессу любые жизненные истории.
Пост написан для проекта Клуб "Одесса". Авторское право сохранено за автором публикации @yeh. Фотографии без ссылок являются оригинальными!