GOLOS
RU
EN
UA
recenzent
2 года назад

Русский Классический Стих и пропуски метрических ударений. Хен Хултквист специально для Журнала Рецензент.

Русский Классический Стих

Давно у нас в Журнале не было ничего из теории стихосложения. Раз уж мы взялись заниматься в том числе и просвещением авторов Голоса, в том, что касается теории стихосложения, то вполне логичным после статьи о рифмах будет рассказать о ритме.

Начнем мы c самого простого – двухсложных и трехсложных размеров Русского Классического Стиха. Как можно догадаться из названия двухсложный – варианта будет всего два: с ударением на первый слог и с ударением на второй слог. Что же касается трехсложных размеров, то тут будет три варианта ударения: на первый, второй и на третий.

Данные размеры появились после реформы выдающегося русского ученого Михаила Васильевича Ломоносова. Именно он совместно с Тредиаковским в 18 веке впервые предложил заимствованную из античного метрического стиха систему стоп и деление их на двухсложные и трехсложные. Названия этих стоп были так же заимствованы из античного метрического стиха.

Если стихи написаны двухсложным размером и стопой с первым ударным слогом, то такую стопу или размер принято называть хореем. Если ударный второй слог стопы – ямбом. Что же касается трехсложных размеров, то стопа с первым ударным слогом называется дактилем, со вторым – амфибрахием, а с третьим – анапестом.

Мало, мало в жизни сказок...хорей.
Декабрь. Пора. Но снега нет...ямб

Молча сижу, ожидая сигнала...дактиль.
Я помню звонки и порой тишину... – амфибрахий.
Жду звонка потерявшегося телефонаанапест.

Казалось бы все элементарно и просто, однако деление на стопы редко совпадает с делением на слова, так происходит потому, что стопа не является словесной единицей и является чисто ритмическим понятием.

Пропуски метрических ударений

Если взять большие отрывки русской прозы и сосчитать количество слогов и ударений, то можно заметить, что в среднем в русском языке одно ударение приходится на три слога. Если все время пытаться писать только чистыми ямбами и хореями, то для стихов придется подбирать только короткие слова, что сделает поэтическую речь значительно беднее, чем русский язык, на основе которого она создается. А при употреблении трехсложного слова в двухсложных размерах необходимо будет обязательно подбирать слова с ударением посередине. Такая поэзия будет искусственной.

Ломоносов и Тредиаковский предполагали, что при пропуске метрического ударения в двухсложном размере появляется особая стопа – пиррихий, состоящая из двух безударных слогов и заменяющая собой как стопу хорея, так и ямба.

В вечернем радиоэфире шторм,
и мышца сердца на износе,
сквозь неба порванное решето
из берегов выходит осень.

(Ямб. Хен Хултквист)

Здесь пиррихии в первой строчке на слове радиоэфире – достаточно редкий случай употребления двух пиррихиев подряд, а так же во второй, третьей и четвертой строчках.

Статистический метод, использованный в начале 20 века поэтом Андреем Белым, показал, что у всех русских поэтов пиррихии чаще всего попадают на третью стопу. Именно исследования Андрея Белого заложили основы современных представлений о стихе, принятые большинством стиховедов:

Деление на стопы искусственно, их слышно только при специальном скандировании, когда независимо от того, есть ли ударение в слове или нет, мы его ставим в соответствии с ритмической схемой ямба или хорея. Сейчас принято делить стих на сильные места или икты и на слабые местаслоги.

Чтобы не менять и не усложнять традиционные термины, двухсложные и трехсложные размеры по-прежнему называют так же, как и в 18 веке, несмотря на то, что эти обозначения условны.

В следующем посте я постараюсь объяснить, что такое дольник и почему традиционная схема анализа ритма для него не подходит.

Мои предыдущие посты по теории стихосложения:

Какие бывают рифмы в русском стихосложении.

С уважением, @hultqvist.

11
182.634 GOLOS
На Golos с August 2017
Комментарии (8)
Сортировать по:
Сначала старые