Выдёрныш-7
По состоянию на 15 декабря 2018 в блоге Аглаи более 40 стихотворений. Вполне достаточное собрание, чтобы почувствовать неповторимость поэта…
Вот самое первое, опубликованное здесь произведение: Свет выключен, а значит темнота…
«И вот уж свет, сначала тускл и сетчат, похожий на начало всех начал,
лежит, как марля, на моих плечах,
и медленно сползает до предплечий». Уже этих 4 строки обладают и конкретикой картинки, и серьёзным обобщением, и прелестью ощущений, и даже едва уловимым кокетством… Для четырёх строк совсем немало! Читаем дальше. «И, как ребенок, сотней странных фраз,
сам наделённый режиссерской властью,
озвучивает кукольные страсти,
забормочу за каждого из вас,
мои христосы и мои иуды».
Какой решительный шаг от «начала всех начал», - сразу «к моим христосам и моим иудам»! Это не просто случайная решительность, – это настоящая творческая сила, присущая поэтической ипостаси Аглаи. Метнувшийся вслед за этим взгляд на её портрет, сознательно прикрытый ладонью, поднимает возникший интерес к автору на какую-то необъяснимую высоту, словно разжигая наше немедленное читательское любопытство.
Это уже не кокетство привлекательной поэтессы, это уже, если хотите, настоящая таинственность властного поэта!
Другое стихотворение – ЧЕБ.
«Чебурашки – печальные клоны людей,
Сделать гвозди, не будет печальней гвоздей,
Они просто согнутся под грузом.
Чебурашка, он людь, только грустный».
Редкий дар поэта – сразу же сказать о главном, заставляя безоговорочно поверить в такую, казалось бы, детскую фантастику, а на самом деле в неизбывную скорбь удивительного живого существа. И не просто скорбь, а человеческую трагедию (отсюда и реминисценция на поэтические строки Николая Тихонова о гвоздях!)
Если честно, для меня эти четыре строки потрясающего начала стихотворения самодостаточны и глубоки сами по себе, как артезианский колодец в засушливой местности. Хотя и продолжение стихов неоспоримо великолепно:
«Чеб, не надо грустить, я приду за тобой,
На вокзале отыщем вагон голубой…
… Мы покатимся вдаль, это будет игра,
Два живых, апельсиново-рыжих шара,
В голубом опустевшем вагоне…»
Глубоко чувствующий поэт становится вровень со своим героем, принимает на себя всю его пронзительную историю существования, облегчая не просто его боль, но возвышая до Человека (поэтому не Чебурашка, а Чеб!)
И это мы прочли только два стихотворения новоявленного автора! Смотрим следующее стихотворение.
«Оттого ли что солнце согнуло луч,
Приобняло меня, прошептав: "Дружище..",
Этот новенький день, он не так болюч
И не так одинок, как прошедших тыщщи».
Автор на доброй волне с природой, и светлое солнце отвечает идущему человеку своей любовью и приязненностью, уходят прочь его неприятности и печаль одиночества! (Замечательное, атмосферное по настроению стихотворение – Дружище).
Но я не буду привязчиво следовать за каждым стихотворением подряд, а попробую заглянуть вглубь основного массива стихотворений. Вот, к примеру, невероятно колоритное создание под названием Оккупация. Оно настолько оригинально и пронизано таким количеством ярких сравнений, что хочется привести его полностью:
«Заполнить тебя от макушки до пят,
Закрыть, чтоб другим не пробраться и...
Про это обычно «любовь» говорят,
А я говорю, оккупация.
Ни пеших солдат, ни понурых коней,
Ни славной победы, ни Пирровой,
Я просто вжимаюсь в тебя посильней,
И просто тебя оккупирую.
Ты плачешь, а я промокаю от слёз,
Смеёшься – я щурюсь от лучиков.
И счастлива тем, что с тобой довелось
Делить и плохое, и лучшее.
Звучит, как приказ - Выводи, мол, войска,
Достаточно, больше не выгадать..
Но я, как слепой, не могу отыскать
Обратно ни входа, ни выхода.
Конечно пора прекратить воевать,
Уже не останусь в уроне, но
Никак не могу отступить ни на пядь,
Как будто в тебе похоронена».
Я согласен здесь практически с каждой строкой, с каждой метафорой, с каждым поэтическим приношением! Автор обладает поистине дерзкой магией слова, всему находит своё неслучайное место, пишет легко и красиво, но при этом говорит с нами о мучительном чувстве любви, о растворении в другом человеке. Такая ткань письма доступна только подлинно талантливому автору, и, – судя по его «ладонному» портрету, – исключительно застенчивому человеку!
Согласитесь, очень редкое качество одной и той же натуры, и мне чрезвычайно приятно сознавать, что мы ещё не раз воскликнем над её стихами восхищённо и неожиданно, как восклицает человек от внезапной и яркой встречи с чем-то изящным и прекрасным…
Запомним это имя – Аглая Паюшина. Спасибо за внимание, – и до новых встреч на страницах поэтических заметок!
("Заметки на полях стихотворений Аглаи Паюшиной (эссе), 15 декабря 2018 на Стихи.iо)
(К моему великому сожалению, не смог найти и открыть аккаунт Аглаи; возможно, он уже удалён. Если кому-то повезёт больше, пожалуйста, оставьте ссылку комментарием к этому посту).
Выдёрныши по порядку:
первый второй третий четвёртый пятый шестой