Буддизм. Практика. Противоречия и противоположности
Автор @azarovskiy для сообщества @vp-bodyform
(Ламы в Агинском дацане во время чтения молитв вместе с Далай-ламой XIV. 1991 год. )
По большому счёту Учение Будды, особенно её самый сложный раздел – Шуньята или Пустота – духовный опыт, который надо пережить. Стремиться к такому опыту настолько насколько это возможно. Понятие пустотности, что синонимично нулю, к тому, что можно обозначить словом Ничто, является противоядием главной причине существующих страданий – понятию «Я». Трудно сказать самому себе, что «Я» - это Ничто. Взгляните на звёздное небо. Земля – это такая же звезда.
Вернёмся к нашим сложным вопросам.
Буддийские Учителя учат, что постижение понятия Пустоты только через понимание отсутствия самодостаточного «Я» - первоначальное, грубое постижение этой сложнейшей части буддизма. На тонком уровне должно наступить постижение отсутствия сути Бытия у всех явлений.
Скажем так, каким-то далёким, существующим вне меня пониманием, я ощущаю это сложнейшую науку, но не могу её выразить словами. Это не так просто, как кажется. Видимо, идет процесс накопления духовного опыта. У всех, кто думает о постижении Пустоты идёт накопление такого опыта. А то, что накапливается, обязательно созреет…
Вторую Благородную Истину мы называем Истиной Источника Страдания. А это сознание, факторы сознания. Но и противоядием для основной причины существующих страданий – тоже является сознанием, осознание, что «Я» это Ничто. Как быть? Опять получается какой-то круговорот, где всюду присутствует сознание, которое и есть этот самый Источник Страдания.
В этом месте наступает момент, требующий пристального изучения сознания. Что есть факторы сознания? Неосведомлённость, как мы теперь уже знаем, это понимание о своем истинном «Я», противоядием этой ошибки является – познание Пустоты, то есть познание того, что «Я» отсутствует. Далее: мы говорим об изучении разных типов противоречий. Один из таких типов – противоречивость по сущности, другой тип – противоречивость по несовместимости. В рассматриваемом выше случае мы имеем противоречие по несовместимости. Невозможность сосуществования огня и воды, света и тьмы, холода и тепла. Одно исключает другое.
Но и неведение несовместимо с мудростью. Они тоже противоположности. Любое заблуждение устраняется мудростью, которое постигает отсутствие осознанного «Я», отсутствие сути других явлений. Чем больше человек постигает и приближается к мудрости, тем слабее становится неведение. Допустим, что кто-нибудь верит в то, что Земля сама по себе плоская, другой человек ему объясняет, что Земля круглая. Чем больше человек, который думал, что Земля не круглая, будет размышлять о том, что говорит ему второй человек, чем больше логических обоснований он выслушает, тем больше он будет отдаляться от своих прежних пониманий, которые со временем исчезнут совсем. Заблуждение устраняется размышлениями о Пустоте. Медитировать следует раз за разом, постоянно, в одно и то же время.
Вообще, буддийские Учителя говорят о 9 уровнях заблуждений, которые делятся по степени разных тонкостей. Устранить их можно все. После этого не остаётся ни причин, ни клеш (гнев, злоба, омрачения, пристрастия). Человек уже не способен производить негативную карму. Причины существования в круге бытия исчезают…
Вспомните двенадцатичленную цепь взаимозависимого происхождения. Исчезают поэтапно: неведение – карма – сознание – и так один за одним – вся цепь. И вот человек достиг состояния освобождения. Что же произошло? Ваше тело сохранилось только в качестве плода прошлых отпечатков, прошлой кармы. Перерождений больше не будет, будущего тела, то есть не будет будущих страданий. Качество Вашего тела начинает меняться. В нём нет боли, тело не знает что это такое. Теперь Вы имеете способности преобразовать свое тело в любые формы и вещи…
Вот на что способно сознание человека. Учение о Четырех Благородных Истинах – это основы. После этой основы человек может получить Учение Бодхичитты, практиковать шерть совершенств – парамиту, далее достичь Пробуждения Будды.
Некоторые идущие путем познания Учения переходят на более интенсивный метод, это тантра, сутра для них слишком медленна для достижения состояния Будды. Но без сутры тантра бесполезна. При медленном, но верном движении меньше риска ошибиться и оказаться на ложном пути. Надо искать таких наставников, линия которых связана с самим Буддой.
На нашем пути будет много практик. Но общее для всех – Учение о Четырёх Благородных Истинах, напоминанием о которых были последние посты моей неумелой передачи уроков буддийских Учителей. Но возвращаясь к этим размышления, Вы каждый раз будете пробуждать собственные мысли для продолжения своего совершенствования, где главное – это укрощение ума, Шаматха.
Продолжение следует...
По материалам буддийских монахов