Шаматха. Беседы-2
Такие вопросы и ответы помогают при конкретном занятии шаматхой, восстанавливая в памяти пройденные уроки и темы. Чаще задавайте себе вопросы и сами же отвечайте на них. Это очень полезная практика.
Вопрос. Есть ли разница между осознанностью и сознанием? Как их различить? Чаще говорят о сознании, имея в виду заключительную стадию восприятия органов чувств?
Ответ. В буддийской науке своя система категорий. Трудно перевести понятия одной системы философии в другую. Мы проходили темы шести сознаний, из них ментальное сознание наиболее соответствует тому, что европейцы называют сознанием человека. Но в буддийском ментальном сознании имеется до четырёх уровней, от грубого, материального, уровня до тончайшего, невидимого. Надо изучить сначала эти шесть сознаний, дойти до ментального сознания, изучить там четыре уровня и только после этого можно отвечать на ваш вопрос. Ведь всякая дискуссия – это разговор на равных.
Вопрос. Обязательно ли принимать во время медитации позу ваджры?
Ответ. Не обязательно. Конечно, если принимаете позу ваджры – это очень хорошо.
Вопрос. Много толков об обосновании перерождения. Говорят о трёх возможностях зарождения сознания. Сознание отца и матери, потом какое-то третье вместилище сознания. Если от матери и отца, то мы бы помнили все, что помнили они. Если говорить о третьем вместилище сознания, то мы помнили бы всё, что помнило оно.
Ответ. Эти обоснования – представления тибетской культуры. Если из сознания родителей, то оно возникало бы в уже готовом виде. Третий вариант – это ещё непроявленное сознание, латентное. Вероятно, в младенчестве, сразу после рождения, ребёнок владеет сознанием, но последующая жизнь полностью затмевает первоначальную память. Есть немало случаев, когда в раннем возрасте дети делают ошеломляющие открытия, которые при проверке подтверждаются. Такие случаи известны в мире. И они множатся.
Вопрос. Что может буддийский монах сказать о психических заболеваниях?
Ответ. Буддийские монахи бывают разные. Некоторые достигают больших высот в естественных науках, другие – в философии, третьи – в буддизме… Среднестатистический монах скажет о двух причинах психических заболеваний. Первая причина – нарушение организма, повреждённый мозг. Вторая – проникновение в психику человека потусторонних сил, что нелегко понять европейцу. Обычно во-втором случае приглашают оракула, он находит причины психического заболевания и излечивает. Таких случаев много.
Вопрос. Вы говорите о духах, которые входят в человека и живут там. Почему это происходит?
Ответ. Мир духов – сложнейший и малоизученный мир. Духи с изначально злыми мотивациями обычно вредят человеку. Таково их назначение. С другой стороны мы сами вредим разным духам: портим природу, вырубаем леса, раскапываем землю, уничтожаем растения, перегораживаем реки. Много вреда приносят люди природе духов. Об этом хорошо говорят поэты. Например, Пастернак – о том, что окунаясь в неизвестность надо прятать в ней свои шаги. Человеческие чувства способны предугадать многие события.
Вопрос. Бывают ли наследственные болезни?
Ответ. Конечно. Зачастую они на уровне биологии, а некоторые болезни имеют сверхъестественные причины. Смотрите во Вселенную, или, как писал Ницше – в бездну. Они сами ответят.
Вопрос. О визуализации статуэтки при медитации. Может быть, визуализировать её, открыв полностью глаза?
Ответ. Но это же не объект для рассмотрения. Мы видим статуэтку мысленным взором. Прикрывая глаза, мы помогаем работать уму. Вы же сидите, прикрыв глаза, а на объект не смотрите. Пробуждаете умственное видение, мысленный взор. Легче, конечно, медитировать с закрытыми глазами. Но это плохо отражается в будущем, возникают помехи.
Вопрос. Что делать, если плохо удаётся практика медитирования?
Ответ. Ничего. Вы же задаёте вопросы, сами на них отвечаете. Ваш мозг ищет ответы, укрощает себя. А практика придёт. Только занимайтесь всё время. Окунайтесь в неизвестность.
Успехов.
Продолжение следует…
@azarovskiy
По конспектам лекций буддийских монахов.
фото pixabay.com