Шаматха. Сложные вопросы и простые ответы-3
В жизни всегда будут вопросы и ответы. Очень важно развить свое мышление до такой степени, чтобы на большинство вопросов отвечать самому. Человек, который живёт в ожидании готовых ответов, никогда и ничего не сможет добиться в жизни.
Даже данные ему ответы, требуют работы сознания, которое должно быть всегда готово для того, чтобы принять семена мысли извне. В этом моменте мне всегда вспоминаются слова Максимилиана Волошина: «Быть вспаханной землей…» Если жить в такой готовности, то человека непременно посетит Мысль и в нём самом, по словам Волошина, «распнётся Слово».
Буддийские монахи на вопрос о «Я» обычно отвечают сравнением деревьев и леса. Ведь «Я» всегда номинально. Проблема возникает там, где «Я» начинают воспринимать буквально, реально, хотя само по себе ничто не может существовать.
Также мои сородичи иногда задают буддийским монахам вопросы о пище. Например, о мясе. Вот несколько их ответов с моими вкраплениями.
Вопрос. В местах компактного проживания бурят, особенно в республике и округах, едят очень много мяса, несмотря даже на буддийские праздники. Насколько это хорошо или плохо?
Ответ. Лично я ответил бы однозначно – плохо в любом случае. Но вот учёные монахи, на мой взгляд, дают уклончивые ответы. Если убивают животное специально по случаю праздника, это, несомненно, невежественно и кощунственно, большой грех. Ради удовлетворения религиозных чувств одного живого существа лишили жизни другое живое существо! Покупать на рынке мясо ни для кого не зазорно, но ведь и тут убито живое существо. Давным-давно я решил, что не буду есть мяса, но осуществил это желание недавно. А потому давать однозначные ответы для меня было преждевременно. Но то, что отказ от мяса подействовал на меня благотворно, несомненно. Теперь послушаем уклончивые ответы буддийских монахов.
Вопрос. В ритуалах тантры используют кусочек мяса. Маленький кусочек, а не туши животных. Неужели съесть маленький кусок мяса лучше, чем большой? Ведь кришнаиты совсем не едят мясо.
Ответ. Если речь о ритуалах, то здесь не убивают специально животное, использует мясо, которое уже имеется в наличии. По большому счёту, конечно, убивать живое существо грех, этого нельзя делать ни при каких обстоятельствах. Но абсолютизировать проблему пищи тоже нельзя. Мир устроен так, что живое существо должно питаться, ведь даже растения – тоже, в некотором роде, живые существа, и бактерии живые существа, и черви, и насекомые, и даже минералы. Абсолютной чистой жизни не бывает. В физическом плане такая жизнь невозможна. И тут человек вынужден идти на некоторые компромиссы, совершая неприятные для других живых существ поступки. С другой стороны, йоги, достигшие высшего уровня, способны жить, вообще не принимая пищи, они употребляют специальные пилюли. Но это специально подготовленные люди. А массы людей идут к идеалу очень замедленными темпами.
Вопрос. Учение Кришны учит тому, что человек должен питаться овощами и фруктами. Поедая овощи, кришнаиты даже молятся, желая лучшее перерождение овощам. Ведь тогда они станут ближе к Кришне.
Ответ. Тогда и остальные, поедая мясо, должны молиться, желая более лучшее перерождение животным. Это бесконечный вопрос, предполагающий бесконечные ответы.
Вопрос: В известном литературном произведении говорится, что человек, прожив половину жизни, чувствует себя, как тёмном лесу. Неужели его первая половина жизни не была счастливой, как, скажем, детство?
Ответ: Обычно первая половина жизни – это сплошные ошибки, вторая – исправление ошибок. Чем больше человек думает об ошибках, тем больше путаницы. Именно тут и нужна шаматха. Ведь абсолютного счастья не бывает. Как человек интерпретирует понимание счастья, как он относится к этой проблеме, от этого и будет зависеть его состояние. Ведь одну и ту же проблему люди могут интерпретировать совершенно по-разному, создавая ещё большие проблемы.
Подумайте об этом. Ведь и в этих вопросах и ответах много лукавства ума, приносящие беспокойства. Тогда какой же должна быть гармония?
Успехов.
Продолжение следует…
@azarovskiy
По конспектам лекций буддийских монахов.
фото pixabay.com