Уважаемые пользователи Голос!
Сайт доступен в режиме «чтение» до сентября 2020 года. Операции с токенами Golos, Cyber можно проводить, используя альтернативные клиенты или через эксплорер Cyberway. Подробности здесь: https://golos.io/@goloscore/operacii-s-tokenami-golos-cyber-1594822432061
С уважением, команда “Голос”
GOLOS
RU
EN
UA
vp-cryptorostov
7 лет назад

[КАК НЕ УМЕРЕТЬ В МОРОЗ] В поисках утраченных знаний: физиология туммо. (Ведущий-профессор СПбГУ Ринад Минвалеев о тибетской йоге)

Дорогие друзья,

Хочу с Вами поделиться авторской статьей, которую любезно нам предоставил - Ведущий-профессор СПбГУ Ринад Минвалеев. После моих многочисленных просьб он наконец зарегистрировался на голосе @rinad и отправил в нашу редколлегию статью о йоге Туммо.

Мы приглашали Ринада в Ростов 28 Мая 2017 г. и проводили семинар по йоге Туммо

Небольшой отчет Я тогда разместил на голосе - https://golos.io/ru--zhiznx/@spotlessmind/ioga-tummo-v-rostove и вот спустя несколько месяцев Ринад наконец с нами. Прошу любить и жаловать )

В поисках утраченных знаний: физиология туммо.

Р.С. Минвалеев (1) и И.В. Архипова (2)
(1) Санкт-Петербургский государственный университет,
(2) Киностудия исторического фильма «ФАРАОН»

Тибетская йога туммо, или йога «внутреннего огня», считается одной из
самых закрытых психотехник тибетского буддизма (См. рис. 1). Способность
адептов туммо длительное время противостоять холоду без признаков холодового
стресса всегда привлекала внимание сторонних наблюдателей [Давид-Неэль А.
2003, Элиаде М. 2012]. В рамках традиции тибетского буддизма повышение
холодоустойчивости при выполнении практики туммо преподносится с одной
стороны как побочный эффект тантрических реализаций, а с другой стороны
используется как критерий успешной реализации [Еше Т. 2010, Музруков Г.Н.
2010].



Рис. 1. Буддийский монах, практикующий туммо.


При этом с позиций естествознания из всех шести составляющих йог Наропы
только йога туммо может быть рассмотрена как верифицируемое явление,
поскольку механизмы тепловыделения теплокровного организма не требуют привлечения метафизических представлений, коими наполнены прочие феномены
тибетского тантризма. Возникает закономерный вопрос о механизмах такого рода
повышения холодоустойчивости, что вдохновило ряд исследователей на изучение
тибетских монахов, практикующих йогу туммо, в районах их непосредственного
проживания, включая Гималайское предгорье.

Так в феврале 1981 году Герберт Бенсон с коллегами (США) получает
возможность изучить трех буддийских монахов непосредственно в местах их
постоянного проживания (Северная Индия, Дхарамсала). Для этого времени года
это достаточно суровые условия, но, судя по опубликованным в журнале Nature
результатам, монахи отказались подвергать себя собственно холодовым
испытаниям. А именно, температура помещения, где проводились исследования,
на всем протяжении экспериментов не понижалась ниже стандартного
комфортного диапазона (от 16 до 20⁰С), что следует из всех трех температурных
графиков, представленных в работе [Benson H. et al. 1982].


Рис. 2. Изменения кожной и окружающей температуры, а также сердечного ритма у испытуемого J. T. (по [Benson et al. 1982])


Второе опубликованное исследование было выполнено Марией
Кожевниковой с коллегами в отдаленном женском монастыре района Амдо
Тибетского нагорья. Однако, согласно описанию условий эксперимента,
М. Кожевникову с коллегами вообще не допустили в комнату, где проводились
испытания, что в целом обесценивает опубликованные результаты об
однократном повышении температуры тела у одной из испытуемых до 38⁰С
[Kozhevnikov M. et al. 2013.].

Наши собственные исследования позволили реконструировать технологию
туммо и провести испытания метода в различных условиях (низкие температуры,
водопады, холодная вода) [Минвалеев Р.С. 2008].


Рис. 3. Ринад Минвалеев под водопадом Джана (долина Куллу, Индия)


Мы исходили из того, что все тела (живые или неживые, достигшие
тантрической реализации или просто обнаженные на морозе) должны подчиняться
известным законам физики теплопередачи, а если речь идет о живых телах, то еще
и известным законам физиологии терморегуляции [Минвалеев Р.С.,
Иванов А.И., Савельев Е.В. 2008]. Тантрические тексты весьма далеки от
современной естественнонаучной парадигмы (праны, чакры, боддхичиты,
переносы сознания, преобразования тела в радужный свет и проч.). Поэтому мы
оставляем за пределами обсуждения религиозно-философские концепты, и далее
рассматриваем только то, что может быть выполнено и проверено
инструментальными средствами (включая самонаблюдение) - в данном случае, это
будет тепло/жар в разных проявлениях. Именно такой подход позволил в свое
время известному исследователю йоговских практик Мирче Элиаде объединить
различные способы инициации «внутреннего жара» (шаманский жар, ведический
тапас, йоговская кундалини и тибетское туммо) в закономерной эволюции
последовательного заимствования: [Элиаде М. 2012, с. 317]. Следует отметить,
что этот вывод Мирчи Элиаде основан не только на сравнительных аналогиях, но
и на личном опыте освоения ряда йогических практик, включая пранаямы, в
ашрамах Ришикеша в Северной Индии. К аналогичному выводу пришел и Глеб
Музруков, опубликовавший подробные наставления по практике туммо после
обучения в одном из тибетских монастырей Тибетского района Амдо.
[Музруков Г.Н. 2010, c. 24].

Гипоксический стимул внутрилегочного термогенеза по К.С. Тринчеру
[Тринчер К.С. 1960.] оказался вполне адекватным объяснением разогревающего
(тапас) эффекта задержек дыхания (пранаяма) и пропульсивных движений
передней стенки живота (агнисара/наули), которые и нашли свое место среди
наблюдаемых упражнений во время практики туммо [Давид-Неэль А. 2003]


Рис. 4. Ирина Архипова и Ринад Минвалеев на перевале Ротанг (Гималаи,
Индия)


В рамках авторского проекта Ирины Ахиповой «В поисках утраченных
знаний» (с), направленного на поддержку Российской науки, в предгорьях
Гималаев (долина Куллу, Индия) было проведено 17 международных научно-
исследовательских экспедиций (Рис. 4), по результатам которых установлено и
опубликовано в научной периодике, что сочетание высотной гипоксии с
холодовыми испытаниями обеспечивает наибольшую скорость антиатерогенных
изменений липидного профиля сыворотки крови у относительно здоровых
испытуемых (эффективная профилактика атеросклеоза) [Минвалеев Р.С. 2011].
Достигнуто управляемое снижение стрессовых гормонов при холодовых
воздействиях (стресс-менеджмент) [Минвалеев Р.С., Иванов А.И. 2012.].
Найдены гемодинамические механизмы повышения холодоустойчивости человека
[Minvaleev R.S. et al. 2014.].

Результаты исследований метода могут быть применены в следующих областях:

1.В военной области: значительное увеличение холодоустойчивости солдат и
офицеров, несущих службу в условиях низких температур окружающей среды
(высокогорье, зимнее время года, чрезвычайные ситуации);
2.В зимних видах спорта: двигательная рекреация, повышение спортивной
результативности профессиональных спортсменов.
3.В медицине: терапевтические эффекты холода в сочетании с высотной
гипоксией для коррекции нарушений жирового обмена в кардиологии
(профилактика и реабилитация атеросклероза) и в пульмонологии
(горноклиматическое лечение туберкулеза);
4.В повседневной жизни человека для эффективной профилактики
простудных заболеваний и повышения стрессоустойчивости.

Литература

Давид-Неэль А. 2003. Магия и тайна Тибета / Пер. с англ. В. Ковальчук. Киев,
Москва: «София», .
Элиаде М. 2012. Йога: бессмертие и свобода / Пер. с англ., вступ. ст., науч. ред.
и примеч. С. В. Пахомова. Москва: «Академический Проект», 427 с.
Еше Т. 2010. Блаженство внутреннего огня. Сокровенная практика Шести
йог Наропы. Предисловие ламы Сопы Ринпоче. Введение Джонатана Ландау;
перевод с англ. В. Д. Ковалева. Москва: «Номос», 352 с.
Музруков Г.Н. 2010. Йога Туммо: Базовая практика «Шести Наставлений
Наропы». Москва: ОАО «Издательский дом ‘Городец’», 132 с.
Benson H., Lehmann J.W., Malhotra M.S., Goldman R.F., Hopkins J., Epstein
M.D. 1982. Body temperature changes during the practice of g Tum-mo yoga — Nature,
vol. 295 (5846), 21 January, p. 234–236.
Kozhevnikov M., Elliott J., Shephard J., Gramann K. 2013. Neurocognitive and
Somatic Components of Temperature Increases during g-Tummo Meditation: Legend and
Reality. PLoS One, vol. 8, n.3:e58244. doi: 10.1371/journal.pone.0058244.
Тринчер К.С. 1960. Теплообразовательная функция и щелочность реакции
легочной ткани. Москва: Изд-во АН СССР, 106 с.
Минвалеев Р.С. 2008. Физика и физиология тибетской йоги туммо. Химия и
жизнь XXI век, Москва, №12, с. 28–34.
Минвалеев Р.С., Иванов А.И., Савельев Е.В. 2008. Математическая модель
термогенной функции легких в условиях низких температур. Термодинамический
подход — В кн.: III Троицкая конференция. Медицинская физика и инновации в
медицине. Альманах клинической медицины, т. XVII, ч. 1, Москва: МОНИКИ, с.
205–208.
Минвалеев Р.С. 2011. Сравнение скорости изменения липидного профиля
сыворотки крови человека при подъеме на высоту среднегорья. Физиология человека,
т. 37, №3, с. 103-108.
Минвалеев Р.С., Иванов А.И. 2012. Тибетская йога туммо: сравнение
управляемого и неуправляемого снижения общего кортизола у здоровых людей —
В кн.: Труды международной научно-практической конференции «Буддизм
Ваджраяны в России: От контактов к взаимодействию», 16-18 октября 2010
года (г. Москва). Москва: «Алмазный путь», с. 172-177.
Minvaleev R.S., Bogdanov A.R., Bogdanov R.R., Bahner D.P., and Marik P.E. 2014. Hemodynamic Observations of Tumo Yoga Practitioners in a Himalayan Environment. Journal of Alternative and Complementary Medicine, v. 20, n.4, p. 295-299.


Всей командой @vp-cryptorostov хотим поблагодарить нашего автора за уникальную статью!

Не забывайте подписываться на нашу группу: @vp-cryptorostov
А так же вступайте в нашу группу в телеграмм: vp-cryptorostov

22
306.197 GOLOS
На Golos с August 2017
Комментарии (8)
Сортировать по:
Сначала старые