Питер Брейгель: своенравный богач в мужицких одеждах
Великолепный портретист, он отказывался от самых выгодных заказов. Не нуждающийся в деньгах, он одевался, как бедняк. Умел превосходно изображать на холстах образы святых или знати, но рисовал исключительно природу и крестьян, а еще увлеченно подражал своему кумиру – эпатажному Босху, обладающему, по словам его современников, властной силой безумия. В общем, вел себя, как хотел, и был не очень озабочен тем, что о нем скажут или подумают.
И это всё о нем – об известном голландском (фламандском) художнике Питере Брейгеле. А сейчас – чуть подробнее об этом гениальном и сумасбродном гении.
Общество его не понимало
В картинах Брейгеля отмечается умелое соединение фламандской и итальянской школы. Широкую известность он снискал полотнами, на которых изображалась природа и сельская жизнь. Впрочем, общество было слегка фраппировано пристрастиями живописца, ведь его более дальновидные коллеги предпочитали изображать жития святых или живописать на заказ представителей знати и королевских персон.
Брейгелю же милее были простые крестьяне, их он и рисовал. Естественно, это вызывало смятение в обществе, господа не знали, как относиться к художнику и его творчеству.
Вообще, он считался чрезвычайно успешным портретистом, клиентов (заказчиков) у него было не много, а очень много. Да вот только потенциальный исполнитель каждый раз проявлял норов и… ни один заказ не брал в работу. И принципиально не рисовал обнаженные фигуры.
Откуда он такой взялся?
Первый 20-летний период жизни Брейгеля покрыт мраком – ни записей, ни воспоминаний, ничего. Даже дату и место искусствоведы называют предположительно: 1525-й год, деревня Брейгель (или Брёгел). В каких-никаких документальных, т. е. официальных свидетельствах имя художника начинает появляться только в 1551 году.
26-летний Питер прибыл в Антверпен и приступил к обучению живописи. Его учителем был придворный художник императора Карла V. Именно в это время постигал основы и тонкости создания портретов и в процессе обучения нарисовал их так много, что в дальнейшем выражал решительный отказ, когда ему пытались заказать портрет.
И это было странно, ведь художники того времени часто именно на исполнении таких заказов и зарабатывали на жизнь. Известен лишь один портрет, написанный Брейгелем:
Своенравный Брейгель упрямо рисовал то, что хотел рисовать, что его влекло по-настоящему. А влекла его неизменно тема деревни и – Босх. Конечно же, несравненный Босх! Увидев в один прекрасный момент его картины, Питер погрузился в них целиком, не уставая открывать в бессмертных полотнах что-то новое для себя и повторяя это в своих картинах. Любовь к творчеству «почетного профессора кошмаров», мятежного Иеронима сподвигла Брейгеля на создание целой серии работ, в которых можно видеть достаточно сильное влияние Босха.
Постепенно к Питеру приходит осознание, что он мало что видел в жизни, что кругозор его ограничен, что душа требует новых впечатлений. И он отправляется путешествовать по странам Европы. Здесь он знакомится с великолепными работами, созданными прославленными итальянскими мастерами.
Восхищение древними памятниками Рима и шедеврами Возрождения также оставили в сердце голландца неизгладимый след и повлияли на его дальнейшее творчество. Да и роскошные виды Альп сразили впечатлительного художника, привыкшего к ровным пейзажам Бельгии и Нидерландов, наповал. Все это, вместе взятое, безусловно, сыграло свою роль в последующей творческой деятельности Брейгеля.
Мужицкий, Крестьянский, Старший
Любопытен такой момент: имя Питера Брейгеля часто соседствует с прилагательным «Мужицкий» (или «Крестьянский»). Да-да, так и говорят: «Ты про которого Брейгеля? Мужицкого?». И если следует ответ «Да», значит все в порядке – речь идет именно о том Брейгеле, о котором вы сейчас читаете. Такому прозвищу художник обязан не только потому, что на своих картинах изображал преимущественно «мужицкую жизнь», но и в силу предпочтений в одежде. А одеваться он любил нарочито просто, если не сказать – бедно, на манер тех крестьян, которых увековечивал в своих полотнах (и это при том, что художник не бедствовал).
Любил смешиваться с толпой, обожал принимать участие в крестьянских праздниках и сельских свадьбах, подмечая в непосредственной близости детали одежд, нарядов, лиц и характеров. Всё это плюс огромный талант позволяло Брейгелю изображать подробности сельского быта с потрясающей точностью.
Кстати, Питер Брейгель называли не только Мужицким, но и Старшим. Это чтобы отличать его от его же сына – Питера Брейгеля Младшего, тоже ставшего художником. Которого еще звали Питер Брейгель Адский или Питер Брейгель II (ага, был еще и Питер Брейгель III – тоже художник, внук Брейгеля Старшего Мужицкого). Такая вот антропонимика…
Сожжены, утеряны, не найдены…
Жизненный путь художника приближался к сороковой отметке, когда испанский герцог Альба вошел со своей армией в Брюссель, в котором в то время проживал Брейгель с семьей. Альба жестко исполнял отданный ему приказ об уничтожении всех нидерландских еретиков, и за несколько лет смертные приговоры прозвучали в адрес многих тысяч нидерландцев.
Таким образом, можно говорить о том, что на протяжении последних лет жизни Питер Брейгель Старший пребывал в атмосфере кровавого террора. Конечно, в картинах тех лет эти события так или иначе находили свое отражение, однако были завуалированы так, что прямых обвинений ему никто предъявить не мог.
Тем не менее, находясь на смертном одре, художник обращается к супруге с наказом об уничтожении некоторых эскизов, рисунков и готовых картин, названия которых были «слишком едки и презрительны». Искусствоведы не берутся утверждать, сожалел ли Брейгель о том периоде своего творчества, опасался ли нежелательных последствий для семьи.
Как бы там ни было, часть картин великого нидерландца, по всей вероятности, была сожжена, часть безвозвратно утеряна, а часть обнаружена спустя много десятилетий. Не сохранилось ни одной работы живописца с датой последнего года его жизни. Питер Брейгель Старший покинул этот бренный мир в сентябре 1569 года.
Почти все картины Питера Брейгеля Старшего хранится в Венском музее истории искусств. В российских музеях и галереях полотен Брейгеля нет.
Все представленные в статье произведения искусства находятся в общественном достоянии