История одной картины. Илья Репин боролся с этой картиной, как с тяжёлым недугом. Часть II
Не история, но психология!
Картина большинству из нас знакома с детства. Но взгляните на неё ещё раз. Драма происходит в полумраке дворцовой царской палаты в Александровской слободе, где, собственно, и встретились отец и сын перед роковым событием. Репин изобразил первые секунды осмысления царём своего поступка, совершённого им только что. Не историческим фактом, но психологическим моментом был озабочен художник в первую очередь. Не случайно искусствовед и просветитель Игорь Грабарь обращал внимание вот на что:
...Кресло, на котором секунду назад восседал государь, опрокинуто. В стороне валяется железный посох, ставший в руках царя внезапным орудием гнева, обрушившегося на наследника. Вид Ивана Грозного на полотне Репина ужасен. Тиран, убийца, душегуб перепачкан кровью. Это не только сыновья кровь, но и кровь жителей Полоцка и Новгорода, Твери и Пскова, кровь неведомых ему простолюдинов и ведомых «изменщиков». Своим ничем и никем не ограниченным самовластием он уже давно попрал все моральные устои: он ни перед кем не отчитывается, человеческим жизням он не придаёт никакой ценности, они для него – ничто.
Но здесь ситуация неординарна – отец убил сына! Наследника. Продолжателя дела его жизни. Силу отцовской любви, страха, горя, раскаяния, бури эмоций, переживаемых после вспышки гнева, Репину удалось изобразить с потрясающей экспрессией
Полной противоположностью царю, изображённому в состоянии чрезмерного напряжения, представляется царевич: он обессилен, угасает. В его лице ни кровинки, полупотухшим глазом он уже не видит ничего, обмякшее и отяжелевшее тело безвольно опало. По бескровной, ввалившейся щеке ползёт скупая слеза. Наличие в картине розового кафтана царевича, выглядывающих из-под него зеленых узорных сафьяновых сапожек создаёт эффект острого контраста с тёмным одеянием царя... Восприятие – яркое и страшное.
Восторг и… запрет
1885 год. 10 февраля. Петербургский дом князя Юсупова полон народа. Здесь состоялось открытие выставки Общества художников-передвижников. Публика впервые увидела картину Ильи Репина «Иван Грозный и сын его Иван 16 ноября 1581 года». Потрясающий успех, шквал хвалебных отзывов из уст любителей живописи, коллег и самых строгих критиков! Художник Иван Крамской в упоении восклицал:
Известный журналист того времени Алексей Суворин написал о картине две статьи, в которых восхищался высоким мастерством Репина в изображении им такой сложной вещи, как глубокая психологическая коллизия. Суворин выражал уверенность в том, что данная картина есть свидетельство несомненного успеха русской школы живописи и является предметом музейного значения.
Однако едва ли не с первых дней представления картины встал вопрос о дальнейшем её экспонировании. А именно – о запрете к показу. Правда, в Петербурге ещё как-то всё обошлось, хотя обер-прокурором Святейшего Синода К. Победоносцевым картина была раскритикована с формулировками «художество без идеалов, голый реализм», был также предложен запрет на её публичную демонстрацию. Меры пресечения «догнали» художника уже в Москве.
Творение Репина не одобрил и император Александр III. Изучив картину, он, по воспоминаниям Ивана Крамского, был тронут, но в конечном итоге разразился резолюцией:
Говорят, император не пожелал, чтобы помазанник Божий Иван IV представал перед подданными в таком негуманном виде… Особой директивой Павлу Третьякову, приобретшему картину, запрещалось вывешивать её «в залах, доступных публике». Впрочем, не прошло и трёх месяцев, как безрассудное решение о запрете было отменено. Посодействовал этому близкий к императорскому двору художник Алексей Петрович Боголюбов. В итоге картина стала благополучно демонстрироваться в галерее. Но впереди «Ивана Грозного…» ждало ещё одно испытание. Оно произошло почти через три десятилетия.
Нападение на картину и непростое восстановление
В январе 1913-го года в Третьяковку пришёл посетитель. Он внимательно рассматривал суриковскую «Боярыню Морозову» и вдруг ринулся к репинскому «Ивану Грозному…». С воплем «Довольно крови!» он трижды полоснул полотно ножом! В результате были сильно повреждены лица персонажей, т. е. самые важные фрагменты. Акт вандализма был совершён иконописцем-старообрядцем Абрамом Балашовым.
К восстановлению полотна был привлечён сам Илья Репин. Но тут обнаружилось непредвиденное – Репин писал уже в другой манере! Поменялся художественный стиль, отношение к цветовой палитре и многое другое. И произошло нечто неожиданное – Репин написал головы героев в той манере, которая была свойственна ему в 1913-м году – в лиловых тонах, ибо этот цвет был им тогда особо любим. Но лиловый никак не гармонировал со старым фоном. Новый фрагмент смотрелся заплатой.
И попечителем Третьяковки Игорем Грабарем было принято смелое, даже дерзкое решение – насухо стереть еще свежие краски, положенные Репиным! Благо, художник уже покинул Москву… Порезы просто «заправили» акварелью и, спустя определённое время, – лаком. Затем Грабарь и художник Дмитрий Богословский на протяжении полугода занимались аккуратным воссозданием прежнего варианта. Когда Репин вновь посетил Третьяковскую галерею (это случилось через несколько месяцев), то долго разглядывал свою картину, но так и не понял, в чём дело – то ли так быстро потускнели краски, то ли он ошибся в их выборе.
И кто бы мог тогда предвидеть, что пройдёт чуть более века, и на «Ивана Грозного…» вновь будет совершено покушение. История о новом акте вандализма, произошедшем 25 мая нынешнего года, облетела весь мир и потрясла миллионы людей. К счастью, повреждения на этот раз не коснулись лиц персонажей, и реставрация, по словам специалистов, продлится недолго.
Источники и дополнительные ссылки по теме:
7 фактов о картине «Иван Грозный убивает своего сына»
Картина Ильи Репина "Иван Грозный и сын его Иван 16 ноября 1581 года". Досье
История создания картины Репина "Иван Грозный и сын его Иван"
«Иван Грозный убивает своего сына» И. Е. Репин