Уважаемые пользователи Голос!
Сайт доступен в режиме «чтение» до сентября 2020 года. Операции с токенами Golos, Cyber можно проводить, используя альтернативные клиенты или через эксплорер Cyberway. Подробности здесь: https://golos.io/@goloscore/operacii-s-tokenami-golos-cyber-1594822432061
С уважением, команда “Голос”
GOLOS
RU
EN
UA
vp-painting
6 лет назад

Секреты известных картин. «Пудрящаяся женщина» Жоржа-Пьера Сёра

«Пудрящаяся женщина» Жоржа Сёра – позднее произведение художника, написанное в 1889-1890 годах, хранится в галерее Института искусства Курто. Об этой галерее я расскажу в отдельной статье, а сегодня поговорим о женщине, тщеславии и общественном мнении.

Жорж Сёра. Пудрящаяся женщина, 1889-1890 гг.

Женщина

Это довольно странное полотно. Не совсем понятно, где находится женщина? Она будто в пространстве вне пространства. Присмотритесь, границ комнаты не видно, есть только какое-то зеркало или окно на заднем плане. Но если это окно, то почему перед ним стоит стол? Сложно с уверенностью сказать, где именно она находится.

Крупная женщина пудрит нос. Тут каждый сам для себя решает, что именно он видит: художник высмеивает её или мягко подшучивает? В любом случае эта массивная дама втиснулась в крошечный корсет. Думаю, она пытается выглядеть определенным образом, так, как от неё этого ожидают. Хотя её естественная внешность совсем иная.

А крошечная пуховка, которой она пудрится, является противопоставлением маленьких и больших форм. И их тут немало: крошечный корсет, пуховка, зеркало и столик в противовес её размеру. Столик, за которым сидели женщины в 19 веке, накладывая макияж, должен быть явно большим по размеру. Таким образом можно прийти к выводу, что художник показал игру "маленькое-большое". Ведь женщина, которой нужно прилагать много усилий, чтобы выглядеть так, как она хочет, не обошлась бы всего одним маленьким столиком с единственной баночкой пудры.

Общественное мнение

После выставления картины стало известно, что на ней изображена любовница Жоржа-Пьера Сёра. Однако он этого не афишировал и не указал имени Мадлен Кноблох в названии картины. На полотне появляются личные отношения: что он чувствует к ней, как она относится к тому, что Пьер так её изображает.

Её тело буквально втиснуто в искусственные рамки высших слоев общества. Это напоминает людей с картины Сёра «Воскресный день на острове Гранд-Жатт», которые тоже втиснуты в свои социальные роли и одежду конца 19 века. Женщины в корсетах и мужчины в цилиндрах держатся прямо, все они напряжены и демонстрируют свою принадлежность к социальному классу. Они вышли на публику в уже готовых идеальных для общественного мнения образах.

Жорж Сёра. Воскресный день на острове Гранд-Жатт, 1884-1886 гг.

Этот момент на картине – своего рода маскарад. Сёра, кажется, говорит нам, что в современной жизни не осталось настоящего, в ней слишком много условностей, попыток казаться тем, кем ты не являешься. Он высмеивает нелепость современного общества, которое пытается каждого втиснуть в определенные неестественные рамки.

Тщеславие

А что вы думаете о технике "письма точками" (пуантилизме)? Они не кажутся вам странными? Хотя мы и привыкли к точкам Жоржа Сёра, но здесь они кажутся слишком большими. Иногда смотришь на работы художника и видишь сквозь эти точки. Они создают оптическое смешение красок в глазах, но здесь они чересчур заметны. Нужно отойти на приличное расстояние от картины, чтобы эти точки смешались в единую композицию по цвету и форме.

В заключение напишу немного об инфракрасном сканировании. Ученые увидели в окне/зеркале на картине «Пудрящаяся женщина» автопортрет художника. Он заменил его на вазу с цветами немного позже. Есть несколько версий, почему Сёра передумал. Согласно одной из них, перед тем, как показать картину публике, художник попросил друга оценить его работу. Тот отметил, что автопортрет Пьера смотрится довольно комично в дамской комнате. Поэтому Сёра решил его закрасить.

Ж. Сёра. Пудрящаяся женщина, 1889-1890 гг. Справа – первоначальный вариант картины

Есть и другая версия. Искусствоведы предполагают, что художника обвинили в тщеславии, якобы он желал увековечить свой образ в истории. Но известно, что Сёра написал в течение жизни лишь один автопортрет. И то, что в окне/зеркале на картине появилась всё же ваза, а не его лицо, говорит об отсутствии тщеславия у художника.

Источники изображений: 1, 2, 3

Источники и дополнительные ссылки по теме:

Жорж-Пьер Сёра
Жорж Сёра: ученый от искусства
10 скрытых изображений, обнаруженных на картинах всемирно известных художников
15 малоизвестных фактов о знаменитой картине Жоржа Сёра «Воскресный день на острове Гранд-Жатт»


Автор статьи @galamaga


Приглашаем авторов в сообщество «Мастерская художников»

19
179.419 GOLOS
На Golos с September 2017
Комментарии (2)
Сортировать по:
Сначала старые