Третьяковка после революции
Добрый вечер, коллеги и читатели сообщества "Мастерская художников"!
С вами @ksenia-v. Продолжаю начатую вчера тему и сегодня хочу рассказать о том, как пополнилась коллекция Третьяковской галереи после революции и чьи собрания в неё вошли.
До национализации Третьяковская галерея находилась в ужасном состоянии – субсидирование музея прекратилось. Не было денег, чтобы заплатить за отопление здания или на зарплату сотрудникам галереи, не говоря уже о покупке новых картин.
В 1918 году её директор Грабарь был одним из активных организаторов Национального музейного фонда, который впоследствии был переименован в Государственный музейный фонд.
Фонд был хранилищем, где собирались произведения из национализированных частных имений. Он распространял эти работы среди музеев России. Национальный музейный фонд был основным источником, пополнившим коллекцию галереи произведениями искусства. Благодаря этому в галерее было много полных коллекций: художественные собрания С. А. Щербатова, К. Ф. Арцыбушева, И. А. Морозова, М. П. Рябушинского, графов Шереметьевых и Орловых-Давыдовых. Но также многие частные коллекции поступали непосредственно в галерею, минуя хранилища музейного фонда, например А. П. Боткина, В. О. Гиршмана и другие.
Подводя итоги работы галереи в 1918-1922 годах, Совет объявил, что коллекция музея выросла на 50%.
Сохранение музейных сокровищ в тяжелые годы революции и последовавший период разрухи потребовало больших усилий и преданности искусству. В музее не было ни тепла, ни электричества. Из-за холода и влажности картины начали плесневеть и покрываться грибком. Специалисты реставрационной мастерской сделали все возможное для борьбы с гибелью картин.
В 1925 году работы русских художников из Московского музея Румянцева были доставлены в Третьяковскую галерею. Это был один из самых важных моментов в истории галереи. Эти работы принадлежали известным коллекционерам Ф. И. Прянишникову, А. П. Бахрушину, С. А. Шербатову и К. Т. Солдатенкову.
Единственным шедевром, который до того времени оставался в коллекции Московского Румянцевского музея, была картина А. Иванова «Явление Христа народу», но через 7 лет с рисунками и эскизами к ней она была перенесена в галерею. Чтобы разместить этот огромный холст (его размер составлял 40,5 кв. метров!) в 1932 году для картины построили отдельный зал, который был прикреплен к галерее.
В собрании Прянишникова были отличные работы А. Г. Венецианова, Д. Г. Левицкого, Ф. М. Матвеева, В. А. Тропинина, К. А. Сомова и П. А. Федотова. Павел Третьяков мечтал о том, чтобы замечательная коллекция Ф. И. Прянишникова с шедевром А. А. Иванова была в его галерее. Спустя много лет после того как он скончался, его мечта наконец сбылась.
Источники изображений: 1, 2, 3, 4, 5, 6
Все представленные в статье произведения искусства являются общественным достоянием
Источники и дополнительные ссылки по теме:
Официальный сайт Третьяковской галереи
Третьяковская галерея
Галерея после революции
Павел Михайлович Третьяков
Государственная Третьяковская галерея