Урало-сибирская роспись по металлу [Рубрика «Декоративно-прикладное искусство»]
В середине ХVIII на Урале появился новый вид художественной обработки – роспись по металлу. Этому новшеству способствовал особый уклад жизни региона, недаром его называли горнозаводским центром.
Процессы становления там проходили обособленно от России. Местная жизнь шла под управлением заводчиков, поэтому на Урале и сложилась специфическая система управления и особая форма крепостного права.
Роспись по металлу впервые появилась на Нижнетагильском и Невьянском заводах, которыми управляли Демидовы. Но, наряду с крупными производствами, создавались и малые кустарные артели.
Чтобы уберечь металлические изделия от ржавчины, на них наносили слой лака, который придавал дополнительный объём и прочность. Чуть позже их стали расписывать. Владельцы предприятий поддержали начинание крепостных умельцев, что привело к созданию целой отрасли обработки металла.
Очень популярны в России и других странах были «подносные доски», которые позже стали называться подносами. Тагильское железо обладало достаточной мягкостью, что давало возможность производить изделия широкого ассортимента.
Мастера VIII века слыли универсалами: они самостоятельно грунтовали, расписывали, лакировали изделия. Разделение этапов обработки произошло только к концу ХIХ века.
В начале XIX века художественный промысел получил наибольшее развитие. Историки связывают этот факт с открытием школы по обучению живописи. Учредил это заведение владелец тагильских производств Н. Н. Демидов. На пансион школа отбирала мальчиков возраста 12 лет. Дети находились на полном обеспечении, пока не завершали 4-летнее обучение.
Руководителем школы был назначен бывший выпускник Академии Художеств В. И. Албычев. Наличие такого наставника значительно повлияло на профессиональный уровень росписи.
Тогда вошли в моду подносы, где на зеркале маслом писались копии известных полотен, мифы, пейзажи, сцены истории. Вся композиция помещалась в рамку из цветов, стеблей или виноградной лозы.
Изображения местных заводов на тагильских подносах того времени считаются одними из самых старых образцов промышленного пейзажа России. Неудивительно, что заводчики так поощряли развитие мастерства, ведь роспись по металлу приносила очень хороший доход.
Тагильские художественные изделия имели свои индивидуальные узнаваемые формы. Со временем роспись разделилась на два направления: картинная и цветочная. Краски для росписи брались яркие: много голубого, красного, синего, зелёного и золотистого.
Композиция росписи была традиционной: в центре размещали тематическую композицию, а по краю писалась полосой рама с орнаментом.
Удивляет разнообразие форм. Подносы были разных размеров: от простого круга до сложных форм с просечёнными ручками и ажуром решётки по краям. Некоторые экземпляры несомненно являются художественными шедеврами.
Со временем в Нижнем Тагиле сложились профессиональные династии мастеров, которые передавали из поколения в поколение секреты росписи и лакирования подносов.
Вторая половина XIX века принесла упадок в эту отрасль искусства. Этот процесс был связан с техническими новациями. Вместо кузнеца в производстве стал использоваться пресс. Конкуренция требовала быстрой и дешёвой отделки.
В это же время появилась техника махового письма. Особенностью её был мазок, который мастер производил одним махом, набирая одновременно две краски на кисть. Так получался очень красивый, живой переход цвета. С этого же времени роспись становится женским занятием.
Лишь к середине ХХ века лаковая роспись по металлу снова обрела жизнь. Пришла новая волна молодых художников, которые и восстановили традиции народного промысла. 250 лет истории сохранили и приумножили традиции самобытного искусства. Хотя, и не без потерь: утерян секрет «хрустального лака», изобретённый крепостными художниками Худояровыми, который придавал особую глубину росписи.
Сегодня тагильская лаковая роспись по металлу является отраслью художественной промышленности. Технология изготовления подносов остаётся в традициях прошлого. Девять мастеров – члены Союза художников России, а работы тагильских художников приобрели центральные музеи нашей страны.
Выставки работ прошли в Индии, Чехии, Италии, Германии. Всюду интерес был неизменным. По-прежнему характерными особенностями росписи являются сочность красок, уравновешенность композиции, орнаментальная растительная вязь.