Тайна мадридского двора или история одной картины
Статья @katiagonzalez для сообщества «Русское Зарубежье» @vp-zarubezhje.
В прошлом посте я писала про известного испанского художника - новатора Франциско Гойю. Сегодня продолжу и расскажу про его личную жизнь. Ведь зачастую она очень влияет на творческий путь.
В истории искусства много примеров роковой любви. Когда одна женщина, захватив сердце писателя или художника, становится его музой. Именно благодаря ей творец раскрывает свой талант, парит, НО при этом кладет на плаху тихий и спокойный ход своей жизни. А иногда и саму жизнь.
К счастью, с Гойей этого не случилось! Почему? Опять же по причине определенного уклада жизни в 18 веке. Казалось бы, в такой архаичной католической стране, где властвует инквизиция, и ересью является двоеженство, позволяется иметь официального любовника (любовницу). Cortejo - это общепризнанный любовник, о существовании которого знают все и, семья принимает это как данность. Вот ведь, не знаешь, хорошо бы это было или плохо, если ввести сейчас подобную практику...
Гойя в этом плане был типичным испанцем и водил отношения на стороне с дамой не из высшего света, но не лишенной определенного лоска - Пепитой Тудо.
При этом Франсиско Гойя был женат на Хосефине Байеу - женщине тихой и имеющей довольно суровый нрав. Говорят, что и любви большой между ними не было, а брак заключили по расчету. Так как брат Хосефины был Франсиско Байеу - придворный жипописец в Мадриде. Гойе было выгодно войти в семью такого уровня, так как своим приличным происхождением он похвастаться не мог.
Все возможно, но Гойя очень ценил свою жену и пятерых детей, которых, правда, было больше, но за неимением хорошего уровня медицины они умерли в младенчестве.
Жена Гойи - Хосефина
Мне очень нравится этот портрет. Светлое лицо и красивые глаза у женщины, с тихой грустью и без тени стервозности или усталости. Если представить, какова была жизнь этой дамы и ее супруга, то диву даешься, насколько она спокойна. Да, в финанском плане все было благополучно, Гойя хорошо зарабатывал, у него было много заказов, и ему всегда благоволили власти и король.
И все бы было хорошо, если бы Франсиско Гойя не повстречал герцогиню Каэтану Альбу. Именно она стала той роковой любовью, которая заставила талант художника раскрыться, вывела его живопись на новый уровень и вошла в историю под именем Маха.
Но обо всем по порядку. 13-я герцогиня Альба, по некоторым сведениям, была последним наследником известного кастильского рода Альба, так как была единственным ребенком в семье, а после себя не оставила потомства. Хотя по сей день живут и здравствуют герцоги Альба...
Полное ее имя Maria del Pilar Teresa Cayetana de Silva y Alvarez de Toledo. Она осталась сиротой в раннем возрасте, была женщиной хрупкой, небычайной красоты, интеллигентности и остроумия. Немудрено, что нажила себе много врагов смелостью поступков и слов.
Донья Каэтана Альба, 1795 год
Соглашусь, что для того времени она была неординарной личностью и обладала интересной внешностью. Она могла грубить королеве, нарядиться Махой и по ночам прогуливаться по тавернам Мадрида, народ ее принимал как свою. Она была настоящей Махой - женщиной из народа, хотя и голубых кровей.
Самой известной картиной с ее изображением считается "Маха обнаженная", которая является парой картины "Маха одетая". И вот здесь начинается история или тайна Мадридского двора. До сих пор ходят споры о том, кто же на самом деле позировал для этих картин. Ибо именно в этот промежуток времени 1797-1800 гг. Каэтана позировала Гойе для портета, когда он работал в ее замке. Скорее всего работа проводилась в секретном режиме, потому что изображение обнаженной натуры признавалось ересью и грозило художнику большим наказанием.
Картина была заказана первым министром Испании Мануэлем Годоем (другом Гойи) для его коллекции. "Маха обнаженная" долгое время висела в палаццо министра за картиной "Маха одетая" и могла быть показана только с помощью специального механизма.
Маха Гойи
Конечно, инквизиция прознала о существовании этой картины, но ни художнику, ни министру ничего не было, просто отделались легким испугом, так как к началу 19 века силы этого органа церкви были уже не те. А вообще, картина считается первым в западной живописи опытом изображения обнаженной женщины без мифологических коннотаций.
Итак, кто же эта дама? В течение веков велись споры, более того, могила герцогини Альбы была раскопана на предмет измерения длины ее костей. Случилось это в 1945 году. Но ничего не удалось выяснить, так как могилу осквернили наполеоновские солдаты, и длинные кости уже были сломаны. Бррр, только подумать над несчастной судьбой тела Каэтаны...
Сейчас же ученые приходят к выводу, что на картине все-таки Пепита Тудо - та самая официальная любовница Гойи, которая позже перешла в подобный статус к Мануэлю Годою.
И, вроде, секрет раскрыт, но ничего не доказано.
А вы как считаете, похожа ли Маха на донью Альбу? Современные родственники Каэтаны не имеют никакого сомнения, что на картине изображена их пра- прабабушка или тетка...
Несколько лет назад умерла другая Каэтана Альба - 18-я герцогиня Альба в возрасте 88 лет. В молодости она была очень красивой дамой.
Каэтана Альба на фоне картины Гойи
Франсиско Гойя - человек-легенда, величайший талант и любящий мужчина. Таким мы его и запомним, а также герцогиню Альбу, пусть покоится с миром.
Спасибо за внимание!
С вами была, @katiagonzalez