Величайшие художники Италии] Гений Микеланджело Буонарроти. Продолжение
Статья @yurashka1312 для сообщества "Русское Зарубежье" @vp-zarubezhje.
Вашему вниманию предлагается цикл статей по истории изобразительного искусства Италии в наиболее значимую эпоху Возрождения/Rinascimento/Renaissance.
Продолжение, первая часть тут, вторая тут, третья тут и четвертая тут, пятая тут, шестая тут, седьмая тут, восьмая тут, девятая тут и десятая тут.
Но недолго музыка играла, мэтр с его непростым характером быстро поссорился с римским папой и вернулся во Флоренцию к его незаконченным апостолам и другим заказам, коих у него в 1503-1506 гг. было много.
Это круглое полотно 120 см «Мадонна Дони» - единственное из его сохранившихся живописных творений с изображением святого семейства. Кроме того, он создал ещё 2 круглых барельефа диаметром по 80 см из мрамора с изображением традиционных сюжетов мадонны и младенца для галереи Питти и Таддеи.
**
А в 1504 г., ещё до презентации статуи Давида, мэтр Микеланджело получил заказ от правительства Флоренции создать 2 фрески на потолке зала Большого совета в Старом дворце вместе и в соперничестве с самим… великим Леонардо да Винчи. Творческое соревнование гениев привлекло огромный интерес публики. Леонардо, как тему для фрески, выбрал историческую победу флорентийцев над миланцами при Ангиари. А Микеланджело взял тему битвы с генуэзцами при Кашине около Пизы, и тем самым принял персональный вызов от Леонардо, как мэтра старшего поколения, начавшего работу над фреской на год раньше.
Они оба подготовили проекты росписей на картоне, но победителя публичное жюри так и не определило, обе работы были выполнены этими искусными мастерами в присущих им тонах и технике настолько прекрасно, что их творческий конкурс так и не состоялся. Но тут вмешался Ватикан и ревностно затребовал срочный приезд Микеланджело, а Леонардо переключился сразу же на его личные задумки. Оба подготовленные ими предварительные варианты фресок на картоне были впоследствии вообще утрачены.
А Микеланджело помирился с римский папой Юлием II и принялся за сложный скульптурный заказ для гробницы. Он посещает и выбирает глыбы мрамора для скульптур в карьере Каррары в течение 8 мес. Но в мае 1508 г. планы римского папы резко меняются и, несмотря на явную нелюбовь скульптора Микеланджело к потолочной росписи, папа упрямо убеждает его и поручает мэтру очень сложную задачу для живописца, как бы в унисон с несостоявшимся проектом во Флоренции.
Это было самое знаменитое живописное творение мэтра Микеланджело - роспись потолка Сикстинской капеллы.
**
Мэтр трудится над росписью долгие 4 года до конца 1512 г. уже после того, как над росписью стен капеллы потрудилась целая группа самых лучших итальянских живописцев эпохи раннего Возрождения Ботичелли, Перуджино и Роселли с помощниками, создавших 16 фресок на библейские темы.
И творение Микеланджело на потолке стало реальным венцом папской капеллы, особенно четвертая центральная фреска из 9 по сюжету книги Бытия – «Сотворение Адама», где в полете фантазии мэтра рука Бога касается руки Адама.
**
Закончив самую грандиозную его работу в сжатые сроки, Микеланджело вновь возвращается к скульптурам для надгробья, но главный заказчик папа римский умирает, на смену папе приходит флорентийский герцог Луиджи Медичи, и договоренность по роскошному надгробью подвисает из-за раздутых финансов.
И мэтр в паузе решил создать из приготовленного мрамора знаменитую статую Моисея, установленную в римском соборе «Святого Петра в цепях» в усеченном варианте незавершенного надгробия для римского папы.
**
А также мэтр создал сразу 6 вариантов рабов-пленников, включая 2 самых известных образа «умирающего» и «восставшего» рабов, статуи которых сам мэтр в конце жизни подарил Франции, и после долгих блужданий, с 1793 г. статуи, как предметы национального достояния, оказались в музее Лувра. 4 оставшихся статуи мэтр хранил до конца жизни в своей мастерской, затем они оказались экспонатами Академии искусств Флоренции.
**
В 1514 г. Микеланджело вернулся в родную Флоренцию, чтобы по заданию нового папы римского Льва Х из Медичи создать новый фасад для фамильной усыпальницы древнего рода Медичи – церкви Сан-Лоренцо. Эта работа растянулась на долгие 15 лет, поскольку мэтр не мог достичь договоренностей с новым папой.
Вскоре наступили смутные времена, революционно настроенные жители Флоренции вообще изгнали герцогскую семью из города, а Микеланджело, несмотря на обвинения, поддержал восставшие массы, более того он даже возглавил оборону Флоренции при её осаде со стороны римских и испанских войск короля Карла.
Но через 3-4 года республиканских настроений диктат герцогской семьи был восстановлен силовыми мерами, а Микеланджело вынудили продолжить прерванную работу в часовне Сан-Лоренцо. Мэтр сделал наброски основных скульптур и поручил его помощникам довести работу до конца, а сам уехал опять в Рим.
В результате нескончаемых споров с заказчиком по оформлению фасада церкви, выбранный вариант никак не нравился автору замысла и по мнению Микеланджело скульптурный фасад вышел далеким от идеала.
**
Среди оставшихся невостребованными скульптур Микеланджело была маленькая фигурка мальчика высотой всего 54 см, которую назвали «Скорчившийся мальчик». По мнению исследователей творчества мэтра эта скрюченная фигурка была им создана в тайном монастырском убежище и отражала угнетенное состояние жителей Флоренции после насильственного подавления испанцами и римлянами их воли к свободе.
Именно эта самая миниатюрная скульптура Микеланджело оказалась единственной его работой, оказавшейся в России после её покупки императрицей Екатериной II и размещением её впоследствии в музее Эрмитажа.
**
Продолжение следует.
Искренне ваш, @yurashka1312