История Японии | Крестьянская мудрость, или “Путь крестьянина”.
Здравствуйте, дорогие друзья!
Довольно давно, еще в марте, я сделал свой первый пост по истории Японии. Назывался он «Какой он, Путь воина? Самурай на распутье» и рассказывал о том, каким в эпоху нового времени был путь самурая. Затем, уже в июле, я сделал еще один пост на похожую тему - «История Японии | Купеческие законы чести, или «Путь горожанина», в котором рассказал о «пути» другого социального слоя японского общества — купцов. Так, не задумывая делать серию статей на подобную тематику, я рассказал о правилах жизни двух основных социальных классов Японии. Остался еще один — крестьянство — и будет неправильным проигнорировать данный вопрос, раз уж вырисовывается такая последовательность.
У крестьян Японии эпохи Нового времени тоже был свой, особый путь, состоящий из совокупности обязанностей, которые «слуги, трудящиеся в поле» должны были выполнять во благо общества и государства.
Уже упоминаемый мной в статье о «Пути горожанина» японский философ Исида Байган так обрисовывал трудолюбивого крестьянина: «Утром он идет на поле еще до рассвета и вечером возвращается домой при свете звезд. Весной он пашет, летом он пропалывает, осенью жнет, стремясь собрать с полей как можно больше, вплоть до последнего зернышка риса». Как самурай и горожанин истощают себя ради других, беспрекословно выполняя возложенные на них функции, так и земледельцы, не зная усталости, «проводят годы, отслеживая смену четырех сезонов».
Одним из наиболее известнейших «крестьянских философов» Японии является человек по имени Ниномия Сонтоку. Являясь живым примером представленных Исидой идеалов, именно Ниномия стал «лицом» крестьянства, сформировав общий для всех японских земледельцев «путь крестьянина» - некий кодекс, которому должен был следовать каждый труженик полей во благо процветания своего государства и общественного благополучия.
Родился Ниномия в зажиточной крестьянской семье, однако в 1802 в результате наводнения потерял родителей. Взяв на себя опеку над братьями, он водрузил на свои плечи все хозяйство (которое вел более чем хорошо), чем вскоре заработал авторитет у местного дайме — правителя провинции. Последний предложил Сонтоку разработать меры по повышению урожайности в родной провинции, а через несколько лет Ниномия уже объезжал деревню за деревней, то там то тут обучая крестьян тому, как повысить урожайность, возвести ирригационные постройки и прочее. В конце концов, слава о нем разнеслась по всей стране, и каждый дайме мечтал, чтобы Ниномия посетил его владения.
Ближе к завершению своей блистательной карьеры Ниномия Сонтоку написал огромный труд, на страницах которого находились этические и практические советы по достижению успеха — путь крестьянина.
Как говорил сам Ниномия, синтоистские божества наделили окружающий нас мир огромнейшим потенциалом (см. статью), и именно упорный труд является самой достойной деятельностью человека, так как только он может позволить человеку возможность воспользоваться всем тем изобилием, данным богами. Тут же Ниномия отмечал, что не стоит сетовать на природу и погоду, поскольку «только усилия человека порождают урожай». Трудиться, трудиться, и еще раз трудиться, и тогда любые невзгоды будут нипочем — вот первый, главный тезис, выносимый Ниномия Сонтоку в его многотомном труде.
Кроме этого, Ниномия настоятельно рекомендовал крестьянам по всей стране составлять планы. Голод и неурожай — это вещи неизбежные, неподвластные, поэтому надо быть к этому готовым. Поэтому Ниномия уделяет особое внимание научной стороне вопроса. Так, он заявляет, что земледельцам стоит высчитывать такое количество воды для полива, которое максимально увеличит урожай. Также, им необходимо не только работать руками, но и головой — крестьяне должны были изучать разные сорта семян, чтобы узнать их особенности и благоприятные условия для их выращивания. Кроме того, для проверки полученных выводов, крестьянину следовало вести записи урожаев годами и десятилетиями. Также, Ниномия уделил немало внимания времени и показал земледельцам, как им следует распределять свое время между различными работами в каждый из сезонов.
Важно отметить, что все вышесказанное было вовсе не какими-то «советами для садоводов», нет. У всего этого была одна, высшая цель, ради которой Ниномия и передавал свой опыт другим — всеобщее благо и исполнение долга перед населением страны и ее правителем. Так уж было устроено японское общество, что у каждой социальной прослойки имелась своя роль и функции. Крестьяне «кормили» всю страну, прекрасно представляли себе всю важность и ответственность своего труда, и поэтому поучения Ниномии для них это не просто советы, а обязательные к исполнению правила, выполнение которых улучшит жизнь не только их, но и каждого жителя Японии.
Что касается взаимоотношений в крестьянской общине, то «крестьянский мудрец» призывал проявлять заботу к ближним и оказывать помощь нуждающимся. Благосостояние одного человека и благосостояние всей общины, а затем и всего государства, находятся в непосредственной связи. Если на кого-то обрушились проблемы, то в конце концов абсолютно все, по цепочке, ощутят на себе негативное воздействие. И наоборот.
Идеи Ниномия весьма скоро начали приносить плоды. Так, к 40-ым годам 19 века жители многих деревень начали соединяться в коммуны. Члены коммун не только сообща трудились, но и помогали больным и не способным к труду соседям, периодически собирались для обсуждения способов ведения сельского хозяйства, а в свободное от работы время строили дороги, дома, каналы. Со временем даже стали создаваться некие «банки», из которых попавшим в трудное положение членам коммуны выделялись кредиты, дабы те не разорились и в перспективе смогли продолжать трудиться.
Плати добродетельностью за добродетельность — вот фраза, в которую можно уместить основную мысль не только трудов Ниномия Сонтоку, составляющих путь крестьянина, но и суть пути горожанина и самурая. Абсолютно каждый человек и каждая семья получают не только милость окружающих ее людей, но и милость богов, природы. По этой причине любой член общества обязан отплачивать за это упорным трудом, своей честностью, справедливостью и помощью другим!
Все гравюры отсюда.