«Музыка Голоса». Музыкальная история. Тёмная сторона Pink Floyd: Вторжение (часть 3-я)
Автор: @sergesfnv
Продолжение. Начало:
Тёмная сторона Pink Floyd: Истоки коллектива (часть 1-я)
Тёмная лошадка и луч света в тёмном царстве (часть 2-я)
Одновременно с созданием саундтрека к фильму «Забриски Пойнт» группа сообщила прессе о том, что работает над композицией для оркестра. Также упоминалось, как планируется подать новый материал: музыканты должны были расположиться по кругу, а зрители внутри, чтобы слушать исполняемое в центре.
Результат не заставил себя ждать, и мир услышал пьесу «Atom Heart Mother», впоследствии заглавную песню одноимённого альбома. Работа, к сожалению для группы, стала ещё одним пост-Барреттовским альбомом, но коллектив продолжал медленно и верно искать новое звучание.
На «Atom Heart Mother» стоит отметить «If» за авторством Уотерса. Песня, по словам Роджера, рассказывает о человеке, который прячет свою истинную сущность даже от самых близких ему людей.
На обложку друзья Pink Floyd Торгерсон и Пауэлл поместили одинокую чёрно-белую корову.
Альбом занял высокие позиции, поэтому сразу после выпуска новой пластинки Pink Floyd решили отправиться в турне по европейским странам.
Концерт в Сен-Тропе, 1970. Видео с официального канала
«Трудно вообразить, что настолько радикальная музыка могла завоевать первое место в хит-параде в те времена, да и вообще, произойдёт ли такое когда-либо ещё».
Энди Маббетт об альбоме «Atom Heart Mother»
В программу к уже привычным «Astronomy Domine», «A Saucerful of Secrets» музыканты добавили урезанную концертную версию «Atom Heart Mother» и «Fat Old Sun», но успех и обновление списка исполняемых композиций не внушали группе оптимизма. Музыкантов заедала скука и рутина процесса производства песен. Усугубляли ситуацию частые сравнения коллектива с Барреттом и без него. Фанаты и критики всюду искали отголоски «The Piper At The Gates Of Dawn». Это раздражало.
Более всех недоволен был Уотерс. Осознав полностью роль негласного лидера коллектива, он понимал тупиковость ситуации. Раздражение копилось. В итоге в одном из интервью Роджер распалился и высказал всё, что думал о сложившейся ситуации: «Знаете, ради чего еду завтра во Франкфурт, а послезавтра в Вену? Ради своих идей или для того, чтобы сделать кого-то чуточку счастливее? Нет, я еду зарабатывать».
Назвав Pink Floyd «хорошо оплачиваемой галерой», Уотерс прилюдно признался прессе о том, что стал винтиком в огромной машине поп-индустрии.
Роджер Уотерс в 1971 году. Фото: Jorgen Angel
Поселившись в Лондоне на Голдхок-роуд, новый лидер Pink Floyd сел за написание свежего материала, наблюдая за прохожими из окна. Получающийся текст содержал в себе нотки беспокойства по поводу нарастания в обществе апатии и равнодушия.
Два незнакомых человека случайно встретились взглядами.
Это я и ты. В них вижу себя.
Эти банальные, на первый взгляд, строки станут центральной темой творчества группы. Музыка, написанная для этих слов, должна была вытащить Pink Floyd из пучины сомнений и неуверенности, в которой «утонули» их прошлые альбомы.
Коллектив искал выход из ситуации, в которой Pink Floyd без Барретта всё ещё сравнивали с прежней группой. Поклонники и критики ждали, когда музыканты вернутся на проторенный путь, но строки Уотерса стали импульсом для начала новой эпохи. Однако до полного очищения от прошлого было далеко.
В январе 1971 года EMI выделила группе звукоинженера Джона Леки. Послужной список двадцатилетнего работника Abbey Road впечатлял: Джордж Харрисон («All Things Must Pass»), Джон Леннон («Plastic Ono Band») и Ринго Старр («Sentimental Journey»). Леки был представителем нового поколения звукозаписи, поэтому обратил внимание на необычное звучание Pink Floyd.
Решающую роль сыграла привычка Джона работать в студии по ночам. Гилмор, Уотерс, Мейсон и Райт любили засиживаться на Abbey Road до утра, поэтому легко сработались с молодым звукоинженером. По словам Леки, они на тот момент приобрели статус скучной группы. Джон вспоминал: «Сессия звукозаписи начиналась после полудня и продолжалась до четырёх утра. В итоге обычным делом было полное отсутствие какого-либо материала».
Группа, по словам звукоинженера, была далека от творческого процесса. Музыканты выпивали, смеялись, шутили, играли на инструментах, но не записывали новых песен, надеясь, что Джон сделает их работу.
Взаимоотношения не были натянутыми, но происходили длинные паузы, во время которых участники Pink Floyd отказывались общаться друг с другом. Затем музыканты вновь становились друзьями и записывали рифф или музыкальную импровизацию. Она им не нравилась, и всё начиналось заново.
Спустя месяц удалось выдать что-то похожее на песню для
нового альбома «Nothing: Parts 1 to 24». Рабочее название пластинки тоже было готово «Return of the Son of Nothing».
Отсутствие идей утомляло участников группы. Завершением бесконечных сессий стал визит в Air Studios, принадлежавшую Джорджу Мартину (бывшему продюсеру The Beatles). В поисках нового звучания музыканты рвали бумагу, стучали по пустым пивным бутылкам, распыляли аэрозоли, но ничего стоящего из этого не вышло. Кроме безыдейности, ситуацию осложняли частые отъезды на выступления. Четыре дня усилий наконец дали свои плоды: отслушав записанные фрагменты, музыканты соединили их с лирикой Уотерса, и процесс сдвинулся с мёртвой точки.
Спустя месяц, когда Pink Floyd собрали из ранее записанных кусочков несколько полноценных песен, результат превзошёл все ожидания. Джон Леки вспоминал: «Я не поверил своим ушам. Это потрясающе звучало».
Видео с официального канала
Двадцать второго апреля 1971 года музыканты презентовали новое творение миру — «Return of the Son of Nothing». Музыкальные издания Британии пестрели хвалебными отзывами.
После триумфального возвращения Pink Floyd вновь отгородились от остального мира в студии и принялись трансформировать «Return of the Son of Nothing» в «Echoes».
Обложка «Return of the Son of Nothing»
Контроль над ситуацией взял Уотерс, распределив обязанности между участниками Pink Floyd: сам Роджер сидел за пультом, Дэйв занял место главного помощника, Рик консультировал Уотерса по музыкальной части, а Ник шутил и выступал в качестве третьей стороны, если в студии назревал конфликт.
Результат превзошёл все ожидания: звучание одной только «Echoes» разительно отличалось от всего альбома «Atom Heart Mother». Новая пластинка «Meddle» вышла в ноябре 1971 года. Это был существенный шаг вперёд после выхода предыдущего альбома и ещё одна попытка избавиться от наследия Барретта. На этот раз более удачная, чем «Ummagumma» или «A Saucerful of Secrets», но главное творение было ещё впереди...
Композиция «Fearless». Видео с официального канала
Продолжение следует...
До встречи!
Историей делился
@sergesfnv
Редактор: @amidabudda