Уважаемые пользователи Голос!
Сайт доступен в режиме «чтение» до сентября 2020 года. Операции с токенами Golos, Cyber можно проводить, используя альтернативные клиенты или через эксплорер Cyberway. Подробности здесь: https://golos.io/@goloscore/operacii-s-tokenami-golos-cyber-1594822432061
С уважением, команда “Голос”
GOLOS
RU
EN
UA
nataliaromashina
6 лет назад

Академия. История дизайна. Советский авангардный дизайн 1920-х. Графический дизайн

В рамках проекта «Академия» продолжаю свой курс об истории дизайна Школы дизайна НИУ ВШЭ с площадки «Открытое образование».  Напомню, что до этого в лекции рассказывалось о супрематизме и конструктивизме в СССР.  После была лекция-продолжение

Книги и плакаты русские конструктивисты делали постоянно, чаще, чем театральные декорации и мебель, хотя в книжную графику они пришли из станкового искусства. Многие конструктивисты были востребованными в книжном производстве. В первую очередь это касалось Лисицкого, а также и некоторых других представителей этого направления, которые также занимались производством книг.   Братья Стенберги (Владимир и Георгий) были художниками декораций в театре Таирова и штатными художниками Совкино. 

Они сделали множество афиш, почти ко всем фильмам, которые шли в кинопрокате. При этом, были даже зарубежные фильмы. Некоторые из этих афиш сохранились до настоящего времени, другие, к сожалению, нет. Александр Родченко также делал афиши, но он был более известен как дизайнер афиш торговых организаций, например, ГУМа. А слоганы для них писал его друг, никто иной, как мастер слова — Владимир Маяковский. Это были прекрасные примеры совместного творчества двух талантливых людей, которые стояли у истоков не только графического дизайна, но и рекламы. То, что они делали было качественным. Эти плакаты Родченко позднее представил на парижской выставке 1925 года. За них он получил серебряную медаль и был уверен, что мог бы получить золотую, если бы не политический контекст. Вообще Родченко достаточно часто сотрудничал с Маяковским. 

Он сверстал ему несколько книг стихов, а еще они вместе работали над журналами ЛЕФ и Новый ЛЕФ. Родченко использовал фотоколлажи для иллюстраций книг Маяковского, использовал он свои навыки и для создания обложек других книг, которые он иллюстрировал. 

Тут стоит сказать об известной всем этикетке банки сгущенки. Она не имеет отношения к конструктивистам, но является примером того, как этот дух эпохи влиял и на других творческих людей.  Ее спроектировала Ираида Фомина в 1939 году. Она принадлежала к школе Фаворского, с которым конструктивисты враждовали, но именно в создании банки сгущенки она использует их приемы. 

Говоря о графическом дизайне, конечно, стоит вспомнить Эль Лисицкого. Он стоит отдельно в группе конструктивистов, Лисицкий всегда оставался учеником Малевича. И еще в то время, когда он был супрематистом, он начал создавать проуны — это такое композиции, где плоские элементы Малевича становятся объемными. Примером успешного проуна можно назвать известный плакат «Клином красным бей белых». Интересно, что текст в них живет как один из элементов абстрактной композиции. Буквы сложенные из элементов набора встречается и в книге Маяковского «Для голоса», которая сделана как телефонный справочник. 

Графический дизайн конструктивистов унаследовал многое у футуристов. Например, указующий перст, который встречался в книгах футуристов, есть и в книге Маяковского «Для голоса». 

Конструктивисты также знают и используют приемы немецкого фотомонтажа.

 Но они стремятся конструировать книгу, как заводское изделие. Они любят собирать буквы из наборных палок. Палочный штриф — это разновидность гротеска, он также напоминает труды Родченко. Из стандартных готовых штрифтов они также предпочитают гротеск. 

В этой лекции неожиданным образом среди имен не настолько знакомых широкой публике исторических личностей встречается Владимир Маяковский. Именно его книга оказывается примером того, что создавали в то время конструктивисты в области графического дизайна. Также из этой лекции можно узнать некоторые нюансы о шрифтах, которые особенно будут интересы тем, кто хоть немного занимается графическим дизайном и разбирается в современных шрифтах, но и остальные могут оценить работу мастеров того времени, не как профессионалы, а как любители.   

Конспект подготовлен для Академии Голоса @academy.  
 

Фото:  belinka-club.livejournal.com  

2
15.395 GOLOS
На Golos с July 2017
Комментарии (3)
Сортировать по:
Сначала старые