Керамика Узбекистана. Часть третья – «Многоцветие Ташкента, Самарканда и Бухары»
Начало тут:
Керамика Узбекистана. Часть первая – «Риштанская глазурь»
Керамика Узбекистана. Часть вторая - «Солнечная керамика Андижана»
Продолжу свой рассказ об узбекской керамике. Подписчики моего блока помнят, что первую часть своего повествования я посвятил керамике Риштана, вторую – керамике Андижана и Ферганской долины. Третью же часть я решил посвятить керамике Ташкентского оазиса и центральной части Узбекистана (Самарканда, Бухары, Гиждувана и т.д.). И вот тут на меня напал ступор. С риштанской керамикой более или менее понятно – голубая расцветка, глазурь, всякие красивые симметричные узоры. Вроде все понятно, определенная стилистика прослеживается. Но совершенно иное дело керамика Ташкента, Самарканда или Бухары. Тут столько всего намешано, что сложно выделить какой-то объединяющий фактор. Видимо это связано с тем, что Ташкент на протяжении тысячелетий был торговым городом на стыке караванных путей и впитал культуру всех народов, живших в городе. В керамических узорах ташкентских изделий можно увидеть доисламские рисунки и арабскую вязь, эллинские мотивы, китайские символы, русские узоры.
Сосуд для молока или что-то вроде того. Согласитесь, напоминает древнегреческие изделия? Между прочим, это Ташкент XI век н.э.
Источник фото
Или вот это – тоже несет греко-бактрийские мотивы…Хотя, это Ташкент Х век н.э.
Источник фото
А вот интересный фрагмент блюда, датируемый XII-XIII веками. В Узбекистане уже ислам, а все равно «проскочило» запретное изображение живого существа…
Еще одно изделие Х-го века из Ташкента. Очень сложно отнести узор и цветовое оформление к какой-нибудь школе или направлению…
Источник фото
А вот доказательство присутствия ислама в землях Узбекистана. В центре узнаваемый геометрический узор, который применяется в отделке мечетей и медресе. Хотя и это тоже Ташкент Х век н.э.
А теперь немного о грустном. Вся эта прекрасная керамика – изделия ручной работы. Т.е. количество их ограничено. И имеющиеся мастера занимаются керамическим искусством. Да, они продают свои изделия, но настоящий мастер не штампует блюда и горшки в промышленных масштабах и цель его работы, все-таки, не продажа керамики, а ее изготовление. Каждое его изделие уникально. И вот тут на сцену выходит керамический бизнес. Мало относящийся к искусству. На рынках Ташкента туристы смогут увидеть яркие, красивые чайники и пиалы. Более того, они гораздо дешевле керамики, изготовленной вручную. Жажда наживы и желание расширить рынки сбыта порой затуманивают взор нашим бизнесменам. Вы знаете, в Китае очень популярны узбекские ткани, узоры. Я был в Пекине и видел, каким спросом пользуются наши платья из адраса или наша посуда «пахта» (пахта – от узб.хлопок – традиционный и очень популярный в последнее время узор на керамической посуде в виде коробочек хлопка). Надо отдать должное наш ташкентский завод керамических изделий производил очень красивую посуду. Спрос порождает предложение и китайцы начали ее подделывать (кто бы мог подумать?!). В итоге, на рынках Узбекистана можно встретить узбекскую посуду из… Китая и Турции. Ее можно отличить – узор недостаточно четкий, неровные края посуды. Посуда не такая звонкая и стенки тонкие. Это признак плохого качества. Из такой посуды тяжело пить горячий чай.
Позвольте немного отвлечь вас – вы наверно обратили внимание, что у пиалы и касы (большая миска для супов и жидких блюд) немного загнутый и утолщенный верхний край, а также достаточно толстый обод вокруг дна. Это делается для того, чтобы не обжечь пальцы, когда пьешь чай. Обратите внимание на фото снизу. Мужчина зажал верхний и нижний края пиалы между пальцами – так удобно пить самому и передавать пиалу с горячим чаем своему собеседнику. Если держать пиалу за стенки – то легко можно обжечь пальцы. Кстати, небольшой секрет – у узбеков уважение обратно пропорционально количеству наливаемого чая в пиалу. Если гость уважаемый, ему наливают совсем на донышко – буквально на 1 -2 глотка. Смысл в том, что хозяин таким образом показывает гостю, что хочет посидеть, пообщаться и «растянуть» чайник чая подольше. Если наливают полную пиалу, то это означает – типа «пей быстрее и проваливай»
Но вернемся обратно к нашей керамике. Рост благосостояния населения повышает спрос на посуду. Сколько тарелок и чашек у среднестатистической российской семьи? Думаю в пределах десятка ну или двух десятков – десять-пятнадцать тарелок, несколько чашек. Поправьте если ошибусь. У узбеков, даже небогатых, счет может идти на сотни. Дело в том, что все мероприятия у узбеков подразумевают масштабность – если свадьба, то на триста-пятьсот человек. Если похороны, то приходят сотни людей проститься. Каждому надо налить хотя бы пиалу чая. Кроме того, по любому поводу – свадьба, похороны, рождение ребенка и т.п. дают плов – т.е. рано утром часов эдак в 6 утра в огромных казанах готовится плов на несколько сотен человек и бесплатно угощают всех, кто придет. Даже абсолютно незнакомых людей. Даже иностранцев и иноверцев. Естественно, это все требует большого количества посуды.
Поэтому хочешь не хочешь, а приходится покупать фабричную посуду. Но фабричная посуда фабричной посуде рознь! Есть потрясающие шедевры, не уступающие ручным изделиям мастеров, а есть откровенная керамическая «попса» из которой и есть-то противно.
Ниже предлагаю Вашему вниманию образцы нашего ташкентского керамического завода. Они были выполнены в 70-80 годах прошлого столетия – золотого периода фабричной керамики Узбекистана. Художники используя традиционные мотивы, привносили что-то свое:
“Самаркандские мотивы» А.Нугманов
“Самаркандские мотивы» А.Нугманов
Покинем на время Ташкентский оазис и перенесемся в Самарканд. Если вы пройдетесь по местному базару и лавочкам, то можете увидеть странную керамику в черно-белой гамме. Удивление Ваше будет понятным, ведь Ваши глаза уже привыкли к разноцветию узбекской керамике, ее замысловатым узорам и символизму. Вы решите, что это дань современной моде. Скажем, какой-нибудь модный дизайнер японского происхождения в Нью-Йорке, в обтягивающем пиджачке с узкими лацканами напридумывал узоры, а шустрые узбеки подхватили модные мотивы. И будете неправы! Это самая, что называется, традиционейшая керамика.
Источник фото
Если присмотритесь, то увидите, что узоры – это арабская вязь. Вокруг блюда и пиал написаны изречения великих мудрецов или суры из Корана. Буквы священных слов сплетаются в изысканный узор столь искусно, что человек, незнакомый с восточной эпиграфикой, воспримет тексты как красивый декор.
Есть такой мастер Абдулвахид Карим – молодой еще, но очень талантливый, который специализируется на керамике Шелкового пути, воспроизводя изделия, которыми пользовались народы Узбекистана более тысячи лет тому назад. Вот наглядное доказательство фразы: «новое – это хорошо забытое старое».
Источник фото
Я отнес его работы к Самаркандскому разделу потому что мастер живет в Самарканде и в Бухаре, но сам он из Бухары, а учился в Ташкенте. Мы еще встретимся с его работами, когда я буду рассказывать про бухарскую керамику.
А так, похожие мотивы можно увидеть в старой керамике Ферганской долины и Ташкента…
Вот, например, экземпляр, найденный на раскопках в Намангане (Ферганская долина)
А это было найдено возле Самарканда
А это уже современные изделия известного главного художника Кувасайского фарфорового завода Риммы Газалиевой (Ферганская долина)
Узбекистан и Самарканд в частности славятся не только своей глазурованной керамикой. Терракотовые керамические изделия тоже потрясают своей красотой. Известный узбекский ученый, скульптор, художник и творец Шариф Азимов создает настоящие произведения искусства. Не верите? Смотрите сами.
А вот, кстати, интересный факт – Ш.Азимов делает особые кувшины, которые кроме него никто не делает – «говорящие кувшины». Когда из него наливают воду, отчетливо слышно как кувшин «говорит» - «бульк-бульк»
Ш.Азимов с «говорящим кувшином»
Продолжим наше путешествие. Неподалеку от Самарканда есть небольшой город Ургут. Довольно популярное место у туристов. Во-первых, тут бьет из земли священный источник. Во-вторых, здесь есть роща тысячелетних чинар (платанов), ну, а в-третьих, тут есть своя особая гончарная школа.
Если вы обратили внимание, в основном узбекские керамисты рисуют узоры на своих изделиях и покрывают глазурью. А в Ургуте, они узоры вырезают и глазуруют. Выглядит шикарно!
Условно говоря, цвет ургутской керамики – коричневый или оттенки коричневого. Но это условно говоря. Если вы подставите изделие под лучи солнца и покрутите, то увидите, как меняется цвет от темно-коричневого до огненно-бурого. А тонкая резьба внутри стенок создаст иллюзию движения узоров.
А еще ургутские пиалы поют. Если легонько постучать по стенке пиалы, то можно услышать ее песню. А если собрать коллекцию пиал, то вполне можно выступать с ними на сцене
Покидаем Самарканд и двигаемся дальше на Запад. По дороге обязательно надо заехать в Бухару и полюбоваться местной керамикой.
Помните, рассказывая про Самаркандскую черно-белую керамику я рассказывал про молодого мастера Абулвахида Карима? Это уникальный мастер и его сложно отнести к какой-то определенной школе. Ряд его работ я включил в самаркандский раздел, а ряд отнесу к бухарскому. Эти художники и мастера такие люди – творят в разных регионах и в разных стилях, не давая порядочным людям вроде меня хоть как-то классифицировать их творчество! :-)
Слышал где-то высказывание о бухарской керамике – у нее не синий Цвет, а синий Свет. Приглядитесь, действительно, изделия как будто светятся синим светом.
Я всегда удивлялся, как порой различается керамика в разных городах. Порой разительно! Например, керамика Гиждувана – города, находящегося неподалеку от Бухары. На машине туда ехать-то всего ничего, но как сильно отличается гиждуванская керамика от бухарской! Смотрите сами:
Источник фото
Невероятная пестрота красок!
Но! Пестрота пестротой, а одноцветные шедевры в Гиждуване тоже могут создавать.
Признаться, когда я впервые увидел эту фотографию, сначала решил что эта пиала из зеленоватого стекла и только приглядевшись понял, что это мастерски выполненное керамическое изделие.
Фффух, на этом я завершаю третью часть своего повествования о керамике Узбекистана. Четвертая часть будет посвящена керамике древнего Хорезма.
Я очень рад тому, что мои читатели проявляют интерес к моим опусам и к моей стране. По просьбе уважаемых @smotritelmayaka и @dollar я сделаю дополнительный рассказ о том, как называются те или иные керамические изделия и расскажу о процессе изготовления этих великолепных изделий.