Уважаемые пользователи Голос!
Сайт доступен в режиме «чтение» до сентября 2020 года. Операции с токенами Golos, Cyber можно проводить, используя альтернативные клиенты или через эксплорер Cyberway. Подробности здесь: https://golos.io/@goloscore/operacii-s-tokenami-golos-cyber-1594822432061
С уважением, команда “Голос”
GOLOS
RU
EN
UA
istfak
7 лет назад

Римские города Тимгад, Ламбезе и Тебесса в работах французских археологов. Анализ источников и ответы на вопросы.


Итак, работа по поиску источников информации о римских городах в Северной Африке, которая была начата в ходе недавней дискуссии с @gildar на данный момент дала определенные плоды, которые можно, я думаю вынести на всеобщее обозрение нашего замечательного сообщества.


Всем, кто не в курсе идущей дискуссии советую прочитать вот  здесь, здесь и здесь. В опубликованных по данной теме постах и в не менее ценных комментариях были поставлены определенные вопросы и даны некоторые ответы.


Однако, тема настолько обширна и интересна, что безусловно требует уточнения некоторых важных деталей.


В своем посте «Открытие и описание древнего города Тимгад. Источниковедческий анализ», я предположил, что арочные ворота, изображенные на данном фото и, как стало ясно уже тогда, никоим образом не связаны с главной аркой города Тимгада, известной под названием «Арка Траяна», это западные ворота города.



И даже привел описание Альберта Баллу: «Кстати изображение этой арки в целом совпадает с описанием, которое дает сам Альберт Баллу: «…Западные ворота по направлению города Ламбезе были украшены четырьмя колоннами на каждой стороне и с одним проемом. Отверстия для шарниров ворот все еще существуют…»


Сегодня, после того, как были изучены основные источники по данной теме, можно с уверенностью говорить, что данные ворота, это памятник другого римского города, находящегося поблизости от нашего Тимгада.


Выяснилось, что существует еще одна интересная книга А.Баллу.


Вот эта.


В ней дается описание найденных французскими археологами памятников трех римских городов: Тебессы, Ламбезе и Тимгада.


И что же мы здесь видим?



Вот изображение, которое в книге относится к сооружениям города Ламбезе.

Под названием «Арка Коммода»


А.Баллу пишет:


«En quittant le camp pour se diriger vers la cité de Lambèse, on aperçoit tout d'abord les restes d'une porte monumentale dont la construction remonte à l'époque de l'empereur Commode. Elle était percée d'une seule arcade et décorée de pilastres;» (с.24)


«Оставив лагерь, чтобы отправиться в город Ламбезе, в первую очередь видим остатки монументальной двери, ее строительство относится ко времени императора Коммода. Вход пронизан одной аркой и украшен пилястрами;»


Итак, данная арка — это Ламбезе!


По ходу дела хотелось бы развеять еще одно заблуждение, которое как призрак Северной Африки бродит по просторам Рунета.


В статье, на которую была ссылка в данном посте ( с чего все и началось) вот эта картинка так же была названа «триумфальная арка в Тимгаде»


Теперь, когда мы можем заглянуть у книгу А.Баллу, можно с точностью сказать, что это прекрасное сооружение находится в городе под названием Тебесса.


В книге читаем:

«Il ne reste pas à Tébessa de nombreux vestiges de cette époque primitive impériale, toutefois le règne de Caracalla nous a laissé un magnifique arc de triomphe quadrifons (c'est-à-dire de quatre faces d'égales dimensions) qui date de l'an 212 après J.-C. Ce monument presque intact avec ses colonnes détachées supportant un attique orné d'inscriptions possède encore les restes de l'un des deux édiculcs qui contenaient les statues de Caracalla ef de Géta, toutes ses sculptures et l'amorce d'une coupole qui le couronnait. Il est dédié à Septime Sévère, àjulia Domna, sa femme, et à Caracalla, leur fils.»(с.12)


В Тебессе не так много остатков этого имперского периода, однако царствование Каракаллы оставило нам красивую триумфальную арку-квадрифон (состоящую из четырех граней равных размеров). Она датируется 212 г. н.э. Этот памятник с почти неповрежденными колоннами, поддерживающими чердак, украшенными надписями. Здесь находились статуи Каракаллы и Геты и начало купола, увенчивавшего его. Этот памятник был посвящен Септимию Северу, Джулии Домне - его жене и Каракалле - их сыну.



Вот изображение арки Каракаллы в городе Тебессе.


Насчет строительных работ и сохранения памятников.


Еще один интересный вопрос, который ставился в ходе нашей дискуссии — это вопрос новейшего строительства и реставрационный работ на территории открытых учеными римских городов. Здесь я позволю себе некоторое предположение. Но в начале, приведу слова А.Баллу, который, как известно 30 лет отвечал за сохранение и восстановление древних памятников в Алжире. В части, где Баллу пишет о городе Ламбезе, встречается следующее упоминание: «Au sud du Pretorium se trouvent les ruines des thermes de la III légion, touillées en 1862 et aujourd'hui presque entièrement disparues.» (с.24)


К югу от Претория находились руины ванн III легиона, открытые в 1862 году и сегодня почти полностью исчезнувшие.


Можно предположить, что открывавшиеся в то время древности могли привлекать и привлекали не только добросовестных ученых, но и охотников за артефактами и просто наплевательски относившихся к сохранению исторического наследия местных строителей и «крепких хозяйственников».


В общем, понятна становится деятельность А.Баллу по укреплению, находившейся в плачевном состоянии арки Траяна, на восстановительные работы с которой указывает @gildar.


Надписи...


В недавней нашей переписке встал вопрос о надписях, которые свидетельствовали бы о времени закладки и строительства города Тимгад. Я уже приводил перевод надписи, которую приводит А.Баллу в своей первой книге Guide de Timgad : antique Thamugadi / par Albert Ballu. - Ernest Leroux, Editeur, 1897.


Однако, загадочный г-н Беккер, поиски которого заняли очень много времени, так пока и не нашелся. Не смотря на это, была найдена собственно сама зафиксированная ее открывателями надпись, которая гласила: «Император Цезарь Нерва Траян Август Германский, сын божественного Нервы, суверенный пантифик, в четвертый раз наделенный силой народного трибуна, трижды консул, отец страны, основал колонию Марсиана, Тамугади Траяна, с заботой о III-м легионе Августа Люциуса Мунация Галлуса, являющегося императорским легатом.»


Вот она.


Но в начале, расскажу, как был найден еще один ценный источник и действующее лицо по интересующей нас теме.


В одном месте у А.Баллу, я наткнулся на следующее упоминание: «Наконец, мы упомянем о различных … памятниках, пьедесталах, постаментах, поддерживавших ранее квадриги, конные статуи императоров. Особенно большие основания, которые носят имена Антонина Аврелия и Каракаллы. Другие были сделаны для статуй легатов Нумидии, покровителей муниципия, магистратов города. Один из них, шестиугольной формы, носил образ Марсия, который все латинские колонии использовали для размещения в середине своего форума в память о римской традиции. «Большинство этих пьедесталов все еще существуют с надписями. Г-н Рене Канья, французский ученый профессор изучил и прокомментировал...»


Недолгий поиск по запросу Cagnat René дал наименование занимательного источника - Cagnat René. Les fouilles de Timgad, séance du 15 mai 1891. In: Comptes rendus des séances de l'Académie des Inscriptions et Belles-Lettres, 35ᵉ année, N. 3, 1891. pp. 209-218;



Рене Канья. Ученый, который посвятил много времени изучению античного наследия в Северной Африке.


И вот, в его работе читаем следующее:


«Император Траян основал колонию в 100 году, это выяснено в результате расшифровки двух надписей которые были обнаружены при раскопках у подножия триумфальной арки. Одну из них когда-то видели офицеры из местечка Батна, которые передали ее Л. Ренье...»


Далее приводится запись об основании города, показанная выше.


Далее Рене Канья пишет: «Entre les deux portes et à peu près à égale distance de chacune d'elles s'élève un grand arc de triomphe, à trois ouvertures, fort bien conservé. Il est contemporain de Trajan, comme le prouve l'inscription publiée jadis par L. Renier à laquelle j'ai fait allusion plus haut : c'est un édifice beaucoup plus élégant et beaucoup plus soigné que ne le sont d'ordinaire les constructions analogues de l'Afrique romaine» (с.212)


Из них поднимается великая триумфальная арка с тремя отверстиями, которые хорошо сохранились. Арка - современник Траяна, подтверждает опубликованную в прошлом надпись Л. Ренье, о которой упоминалось выше: это гораздо более элегантное здание, чем обычно аналогичные конструкции римской Африки.


Итак, наличие надписи об основании города подтверждается несколькими людьми, которые подтверждают принятую сегодня датировку.


В окончание позволю себе еще немного вольного перевода Рене Канья:

«В ходе римской экспансии, границы были отодвинуты вглубь пустыни и небольшие центры обороны, существовавшие в 1 веке стали бесполезными. Они были преобразованы, по большей части, в колонии по римскому праву. Императоры видели в этой трансформации мощное средство для своего влияния в регионе. Таким образом, они создавали возможности для обеспечения быстрого набора в легионы. Это был Ламбезе, а также другие центры, из которых излучалась цивилизация на всей территории страны. Вот почему

Траян и его преемники создали Тимгада по совершенно римскому типу, и почему они полвека стремились его так тщательно сконструировать и украсить. Нет никаких сомнений в том, что раскопки продолжают приносить важные результаты. Если работы не будут снова прерваны, как в течение последних трех лет и будут деньги на такую же кампанию как, когда был очищен Капитолий, термальные ванны, христианские базилики и многие другие

большие памятники, назначение которых до сих пор неизвестно, Алжир будет иметь прекрасное археологическое наследие и Тимгад, практически, сможет конкурировать с Помпеями».


Продолжение следует! С уважением @zaxar.


Уникальность текста — 81.14% В данном случае определяются некоторые цитаты из французских источников.


Спасибо за внимание!

5
398.036 GOLOS
На Golos с August 2017
Комментарии (5)
Сортировать по:
Сначала старые