Уважаемые пользователи Голос!
Сайт доступен в режиме «чтение» до сентября 2020 года. Операции с токенами Golos, Cyber можно проводить, используя альтернативные клиенты или через эксплорер Cyberway. Подробности здесь: https://golos.io/@goloscore/operacii-s-tokenami-golos-cyber-1594822432061
С уважением, команда “Голос”
GOLOS
RU
EN
UA
damm
6 лет назад

Культово-мемориальный комплекс Султан-Саодат. Из цикла очерков «Строго на юг!»

Предыдущие очерки можете прочитать тут:


1. Строго на юг! Путешествие к соляным шахтам Туз-Гори, Узбекистан 

2. Древний речной порт Кампыртепа или путешествие в буддистский Термез, Узбекистан.

3. Музей археологии Термеза

4. Зурмала – Буддистская ступа в Термезе, Узбекистан

5. Мавзолей Аль-Хаким Ат-Тирмизи. Из цикла очерков "Строго на юг!". Термез, Узбекистан

6. Древний буддистский храмовый комплекс Фаяз-Тепа. Из цикла очерков «Строго на юг!», Термез, Узбекистан

7. Кирк-Киз - крепость амазонок. Из серии очерков "Строго на юг!". Термез, Узбекистан



Предлагаю Вашему вниманию заключительный пост из цикла очерков «Строго на юг!», в котором я рассказываю о своей поездке в самый южный регион Узбекистана – Сурхандарью. 

Предыдущий пост из этого цикла я опубликовал аж два месяца назад! К сожалению, из-за занятости в реале у меня никак не доходили руки до завершения цикла.

Итак, мы расстались с Вами у выхода из крепости древних амазонок Кирк-киз. Это был последний день нашего визита в Термез и до отхода поезда оставалось всего лишь пара часов. Поэтому мы не стали затягивать, погрузились в автобус и поехали в Султан Саодат.

Султан Саодат – это культово-мемориальный комплекс, посвященный термезским правителям сейидам. Комплекс формировался на протяжении почти целого тысячелетия – с XIII по XVII вв.



Сейиды, к слову, считаются прямыми потомками пророка Мухаммеда и основателем династии термезских сейидов был Хасан ал-Эмир, который, как считается, был потомком имама Хусейна – внука Мухаммеда.


Площадь мемориального комплекса превышает 4 га. В свое время комплекс насчитывал более 140 строений, но с годами часть из них разрушилась. Здания комплекса с большим искусством выполнены из жженного кирпича.




На территории комплекса находится большая мечеть. Однако ее иногда именуют также мавзолеем, так как в ней расположены могилы.



Стены мечети украшены восьмигранными майоликовыми плитками с геометрическим орнаментом, а на глазури имелись вставки из золота. Архивольт арки опирался на трехчетвертные колонки с причудливыми капителями, украшенными геометрическим и растительным орнаментами. Стены вестибюля были покрыты росписью, выполненной черной и синей краской (фрагменты обнаружены во время исследований). К середине XX в. сохранилась лишь малая часть этого декора, а ныне он полностью утрачен.



Султан Саодат периодически реконструировали. Так, впервые это произошло в XIV-XV вв. - восстановили первоначальный вид здания; прежний декор стал соответствовать стилю того времени; выгравировали надпись, ценной для ученых тем, что она - одна из самых ранних письменных фиксаций родословной сейидов Термеза. Следующая реставрация была произведена в конце XIX в. шейхом, который являлся хранителем комплекса, потомком сейидов. В настоящее время также ведутся восстановительные работы.

На западе комплекса во второй половине XIV в. были выстроены еще два монументальных здания: дарваза-хана (предвратное сооружение) и ханака (обитель дервишей), в торцах которой находились михрабы. Впоследствии, судя по количеству очагов, помещение ханаки стали использовать как кухню. К 1978 г. она была разрушена и стала загоном для овец.





В главной усыпальнице Султан Саодат хоронили и останки многих знаменитых членов сейидов, которые в свое время покинули родину. Менее знатных представителей этого рода хоронили в менее монументальных мавзолеях, расположенных на севере и востоке комплекса и повторяющих план самого первого мавзолея - объединенные вестибюлем два здания.




Султан Саодат был до недавнего времени (30-е гг. XX в.) активным местом паломничества мусульман. С четверга на пятницу закалывали жертвенных животных, приготовляли пищу, читали Коран, обходили могилы, возжигали свечи. И вот после установления четкой границы между Узбекистаном и Афганистаном паломничество к нему почти прекратилось.



Кстати, меня немного удивил вид смотрителя этого комплекса. Я частенько езжу по Узбекистану и посещаю различные исторические места и смотрители там одеваются в повседневную одежду. Смотритель Султан Саодат выгодно отличался от своих коллег в других городах – благообразный седой старик, одетый в национальную одежду – легкий хлопчатобумажный халат, просторные штаны и рубаху. И было в нем еще что-то неуловимое.



Только потом я понял что – обычно смотрители это наемные работники, которые, скучая, сидят в залах и ждут окончания рабочего дня. А смотритель Султан Саодат явно любил свою работу и видно, что он посвятил ему свою жизнь. Позже гид рассказала нам, что смотрителя зовут Абдурахмон-мулла – мужчины его рода на протяжении многих поколений оберегают этот комплекс, поддерживают в нем порядок, читают молитвы для паломников и устраивают ознакомительные экскурсии для всех интересующихся. Сам Абдурахмон-мулла уже много лет занимает пост смотрителя и на своем веку повидал немало известных и влиятельных людей.

На небольшом расстоянии от основного комплекса находятся развалины старой мечети. Говорят, этой мечети больше тысячи лет и она была построена в XI веке.



На этом я заканчиваю цикл очерков «Строго на юг!». Надеюсь Вам было интересно.


Искренне Ваш, Damm!


12
4.184 GOLOS
На Golos с October 2016
Комментарии (1)
Сортировать по:
Сначала старые