Уважаемые пользователи Голос!
Сайт доступен в режиме «чтение» до сентября 2020 года. Операции с токенами Golos, Cyber можно проводить, используя альтернативные клиенты или через эксплорер Cyberway. Подробности здесь: https://golos.io/@goloscore/operacii-s-tokenami-golos-cyber-1594822432061
С уважением, команда “Голос”
GOLOS
RU
EN
UA
galerina
6 лет назад

Основы композиции в фотографии (Coursera)

Как заметно из предыдущих постов, я прохожу на Coursera специализацию «Фотография для начинающих и профи». Она состоит из пяти курсов. Первый и второй курс позади, и в рамках Академии голоса я написала лекции по ним.

Курс I. Камеры, экспозиция и фотография
Неделя 1. Базовые элементы фотографии
Неделя 2. Как выбрать камеру
Неделя 3. Подготовка к съемке
Неделя 4. Точка съемки и границы снимка

Курс II. Управление камерой
Неделя 1. Экспозиция
Неделя 2. Объективы - часть 1
Неделя 2. Объективы - часть 2
Недели 3 и 4. Глубина резкости. Время и фотография

Пришло время для третьего курса!

К моему сожалению, в рамках Академии по нему лекции пишу не я. Но поскольку (и это правда!) написание лекций очень помогает в запоминании и понимании материала, то я решила написать этот пост — краткий пересказ третьего курса, пройденного мной на прошлой неделе.

К тому же, я уверена, что кому-нибудь когда-нибудь пригодятся труды всех Академиков, и тогда лекции по выбранной мной специализации будут неполными без одного из курсов.

Девиз курса: "Создавать изображения, а не делать их!" По-английски звучит лучше: Making not taking pictures. Но смысл один и тот же, фотография — это не бездумное щелканье затвором.

Для того, чтобы сделать хорошее фото, недостаточно просто уметь хорошо управлять камерой. В каждую фотографию вложен какой-то смысл, какая-то идея. И для ее выражения необходимы визуальные элементы, построенные в определенном порядке, то есть - композиция фотографии.
Композиция может быть составлена с помощью следующих визуальных элементов: форма, контур, текстура, тон, линия, цвет и паттерн.

Под контуром понимается внешний линейный контур объекта, его высота и ширина. Это термин из двумерного пространства, то есть контур не показывает объем.

На высококонтрастных фотографиях контур может играть ключевую роль.

Форма объекта подразумевает как контур, так и объем. Мы можем делать выводы о форме предмета благодаря освещению, свето-теневому соотношению, а также глядя на отношения объекта с поверхностью или другими объектами.

Блики, градация света от подсвеченных до более темных областей — все визуальные подсказки говорят нам о трехмерности (объемности) изображения.

Текстура (фактура) объекта в фотографии задействует чувство осязания у зрителя. Несмотря на то, что объект фотографии нельзя потрогать, ощущение текстуры вызывается из памяти человека, где хранятся тактильные ощущения от множества фактур. Таким образом, акцент на текстуре делает объект более реальным, знакомым для зрителя.

Тональность фотографии в первую очередь связана с темнотой и светом в кадре, то есть с экспозицией. Основываясь на том, какой смысл мы хотим передать зрителю своей фотографией, подчеркиваем тональностью основные элементы. Но не всегда технически правильная экспозиция будет подходящей для кадра.

Один из творческих подходов - использовать тональные значения противоположные норме, чтобы зритель по-новому увидел идею фотографии.

Линии в кадре направляют движение взгляда зрителя. Есть видимые линии, которые использованы в снимке, и есть также невидимые линии, подразумеваемые.

Горизонтальные линии — почти всегда самые сильные, отчасти потому, что большинство зрителей читают изображения (как и тексты) горизонтально, слева направо. Для зрителей из других культур, читающих в другом направлении — самыми сильными будут линии по которым они читают.

Вертикальные линии почти всегда помогают передать основательность, солидность (особенно заметны в архитектуре).

Диагональные линии помогают переместить взгляд зрителя из одного угла изображения в противоположный, создают динамику движения в кадре.

Изогнутые S-линии придают изображению изящество, даже некую грацию.

Радиальные линии очень привлекательны для зрителя, поскольку распространены в природе. Также притягивают внимание объекты с развитием линий по спирали.

Паттерн (шаблон) - это группировка повторяющихся и схожих между собой визуальных элементов изображения. Кроме того, очень важно направление этих элементов.


Например, здесь повторяющиеся элементы (колонны) ведут взгляд зрителя к пирамиде

Паттерны в кадре очень зависимы от выбора точки съемки, и всегда сопровождаются другими элементами композиции.

Цвет — один из ключевых элементов фотографии. Существуют нейтральные цвета (серый), холодные цвета (синий, зеленый, фиолетовый), теплые цвета (желтый, красный, оранжевый).

Близкие друг к другу цвета смотрятся наиболее гармонично, изображение получится более спокойным.
Цвета, находящиеся в противоположных направлениях, будут смотреться контрастно, давая более яркое, насыщенное изображение.

Итак, композиция фотографии построена из визуальных элементов, и чем сильнее элемент притягивает взгляд зрителя, тем больше его визуальный вес. В хорошей фотографии визуальный вес объектов сбалансирован. Для баланса в кадре используются такие инструменты как перспектива, симметрия и асимметрия.

Перспектива - это метод отображения трехмерного пространства на двумерной поверхности. Возникает благодаря наличию нескольких планов на фотографии (заднего и переднего), а также наличию близких, более крупных и далеких, более мелких объектов.

Перспектива очень привлекательна для большинства зрителей, ее можно использовать для отвлечения внимания зрителя от переднего плана.

Один из самых простых и распространенных инструментов для создания успешной композиции — это симметрия. В симметричной композиции половинки кадра являются зеркальными отображениями друг друга.

Некоторые успешные симметричные изображения - это баланс визуальных элементов, которые очень похожи по форме, размеру и другим параметрам, но не идентичны.

Асимметрия — это отсутствие симметрии, но не отсутствие баланса визуального веса композиции.

Многие асимметричные композиции успешны, потому что они формируются в соответствии с правилом третей, правилом диагоналей или в соответствии с золотым сечением.

В курсе все эти правила описаны не очень подробно. Нашла (уже почти в архивах) пост, который в свое время очень помог разобраться. Евгений @nims55 подробно и с картинками рассказывает о правилах здесь

После изучения всех правил и составляющих композиции, нужно хорошенько попрактиковаться. Но впоследствии не стоит стараться сделать из каждого изображения правильную «визуальную конфету». Главное — это творчество, создание фотографии, а не просто «делание» :-)

Две недели курса на этом окончены. На третьей неделе курса производится подробный разбор программы Adobe Lightroom, на четвертой — ее аналога Pixlr Pro, а также программ-мобильных приложений для редактирования фото на смартфонах. Думаю, что в конспектах нет смысла уделять этому внимание, поскольку это больше практика, чем теория. Что касается меня лично, то с Adobe Lightroom я более чем хорошо знакома, а в настоящий момент — «воюю» с Adobe Photoshop...

На этом все. Завтра начинаем новый, четвертый курс! Он станет последним в этой специализации в рамках Академии, поскольку пятый предполагает написание дипломной работы — много практики и почти ничего, кроме практики.

Да пребудет с вами сила знаний! :-)

Все фото взяты из курса. Автор - Peter Glendinning

26
0.024 GOLOS
На Golos с May 2017
Комментарии (1)
Сортировать по:
Сначала старые