Уважаемые пользователи Голос!
Сайт доступен в режиме «чтение» до сентября 2020 года. Операции с токенами Golos, Cyber можно проводить, используя альтернативные клиенты или через эксплорер Cyberway. Подробности здесь: https://golos.io/@goloscore/operacii-s-tokenami-golos-cyber-1594822432061
С уважением, команда “Голос”
GOLOS
RU
EN
UA
vp-magic-india
7 лет назад

Катха-упанишада. Огонь Начикеты. Рубрика: ДХАРМА


     Бог смерти рассказал Начикете об огне бессмертия. Огне, ведущем в рай. И, как я упоминал в прошлой части, этот огонь не был описан великими мудрецами, слова Бога смерти остаются тайной и по сей день. Однако я обещал поделиться с читателями кое-какими мыслями об этом жертвенном огне. Но перед своим пояснением напомню читателям слова повелителя смерти:   

14.  Яма сказал: «О Начикета, я знаю об этом священном огне, дарующем освобождение. Я расскажу тебе о нем. Познай его, как средство, открывающее врата в безграничное царство Атмана, поддерживающего всю Вселенную. Познай его, как пребывающего в разуме просветлённых.». 
15. Яма описал Атмана, первопричину всех миров, проявленного в священном огне, и число кирпичей используемых для возведения алтаря, на котором возжигается священный огонь. Начикета в точности повторил все, что ему рассказал Яма, и Яма, довольный им, заговорил снова. 


     Душа Photo by Greg Rakozy on Unsplash 

     Чтобы понять суть описанного в приведенных выше строфах, обратимся к ключу, который нам оставили древние предки. Осознаем следующие слова упанишады: «Этот Огонь – средство достижения небес, и являющийся опорой мира, знай его как расположенный в разуме просветлённых».  

     Остаётся понять, что же такое разум, и найти разгадку в нём. Разум представляется мне как инструмент для познания внутреннего мира живого существа – индивидуальной души. Но что же такое душа? Для ответа на этот вопрос проникнем в таинство рождения. 

     Когда рождается ребёнок, часть Всевышнего входит в материальную плоть и эту часть называют Духом.  Дух же, в свою очередь, обладает тремя качествами:

  1. Вечность.
  2. Знание.
  3. Любовь.

     Вечность, знание и любовь – три постоянных и неуничтожимых качества. Именно эту постоянную основу Духа называют параматмой, который вечно пребывает в сердце живого существа и которого не затрагивает деятельность ума. Ту часть духа, которая облекается оболочкой ума, называют индивидуальной душой живого существа. Именно через деятельность ума душа познает опыт своих рождений и согласно полученному опыту рождается снова либо прекращает цепь перерождений и смертей, достигнув просветления.  


     Параматма

     Параматму и индивидуальную душу в ведах часто сравнивают с двумя птицами, сидящими на плодоносном дереве. Одна птица поглощает плоды дерева, а другая – просто наблюдает. Плоды дерева сравнимы с материальной деятельностью, хорошей или плохой, через которую индивидуальная душа набирается опыта, а затем отправляется в следующее своё долгое путешествие в череде материальных воплощений. Параматму не затрагивает материальное бытие, он вечен и неизменен, он просто наблюдает, как душа посредством ума поедает плоды материальной деятельности.

     Таким образом, повелитель смерти рассказал Начикете об огне Духа, который есть не что иное, как источник мира. Дух имеет две основы – постоянную и изменяющуюся (параматму и индивидуальную душу): «И Смерть рассказал ему об Огне, который есть источник мира, о типе и числе кирпичей, о способе устройства пламени».  Но тот огонь-то не простой, а жертвенный.  В любом жертвоприношении традиционно положено четыре атрибута:

  1. Жертвенный алтарь.
  2. Сама жертва.
  3. Жрец, приносящий жертву.
  4. Жертвенный огонь.


     Жертвенный огонь

     Традиционно жертвенный алтарь имеет форму круга и состоит из 360 кирпичиков. Круг символизирует «вечность»: он не имеет ни начала, ни конца и у него нет угловатостей. Он всегда полон сам в себе. Внутри этого круглого алтаря пылает жертвенный огонь. 

     На этом моменте стоит понять, что мудрецы древности описывали знания в образной, сакральной символике. Жертвоприношение отнюдь не означает, что необходимо построить алтарь, зажечь огонь и принести жертву, дабы достичь рая. «Жертвенный огонь скрыт в разуме просветлённых», – говорит повелитель смерти, т. е. внутри разума горит сей огонь. Но ведь огонь пылать должен на алтаре! Это значит, что алтарь тот – и есть разум, с помощью которого имеется возможность познать индивидуальную душу. Нужно войти в круг разума, чтобы осознать жертвенный огонь, символизирующий индивидуальную душу.  На огонь души приносится великая жертва, пища души; воплощённый мир, наше тело, которое год за годом увядает; материальная действительность, а также ум живого существа.

     Рождённые в этом материальном мире индивидуальные души вынуждены совершать деятельность: посадить дерево, вырастить сына, устроиться на хорошую работу и получать материальное вознаграждение для поддержания своего воплощённого тела. Однако, индивидуальная душа не только действует через призму ума, но и привязывается к результатам своей деятельности. Живое существо привязывается к своим родным, деньгам или материальным благам, сжигая впустую свою жизнь. «Путь материальных наслаждений всё время бросает живое существо ко мне в лапы», – говорит царь смерти.  

     Эта деятельность души, её опыт и знания – есть жертва, сжигаемая на алтаре души. Но одно дело –  жертва, несущая благость и бессмертие, и совсем другое – жертва, ведущая к постоянной череде рождений и смертей. 


     Зажги огонь своего сознания!

     Начикета узнал из уст смерти об огне, который дарует благо, который вырывает из лап смерти. Он узнал об огне, ведущем в рай. Однако, остаётся вопрос: «Как зажечь этот вечный жертвенный огонь души и кто тот жрец приносящий жертву?»

     Жрец же тот – непоколебимая и вечная часть духа, параматма. «Именно для параматмы жизнь – пища, а смерть – приправа к ней», – скажет позже повелитель смерти Начикете. Какую бы деятельность не совершала душа, параматму не касаются её последствия, он неизменен и вечен.   

     Ответ на вопрос, как возжечь огонь души, ведущий в рай, требует глубокого осмысления. Для начала стоит понять, что же такое жертвоприношение. Как деятельность ума может быть жертвой? Ведь человек живёт и наслаждается жизнью, эксплуатирует материальную природу. В чём тут жертва? 

     Если читатель подумает хорошо, то осознает, что каждый человек рождается из жертвоприношения. Как только ребёнок появляется на свет, в этот материальный мир, он сразу же подвергается влиянию времени. Годы идут, младенчество сменяется зрелостью, затем наступает старость и, наконец, смерть. Вместе со смертью сжигается вся деятельность ума. Оставшиеся угли на алтаре души определяют её дальнейшую судьбу. Живое существо снова и снова попадает в обитель Ямы, царя справедливости и смерти. 

     Но Яма рассказывает Начикете о совершенно другом жертвоприношении, которое намного сильнее времени, которое позволяет осознать собственную божественную природу и прийти к вечности.

     Продолжение следует…


     Мантра единства в исполнении Ananda Giri:



     Предыдущие главы читайте здесь:

  1. Катха – упанишада. Сын брахмана. Часть 1. Рубрика: ДХАРМА
  2. Катха – упанишада. Сын брахмана. Часть 2. Рубрика: ДХАРМА
  3. Катха – упанишада. Иллюзия смерти. Часть 1. Рубрика: ДХАРМА
  4. Катха – упанишада. Иллюзия смерти. Часть 2. Рубрика: ДХАРМА
  5. Катха – упанишада. Прощённый отец. Рубрика: ДХАРМА
  6. Катхаупанишада. В поисках бессмертия. Рубрика: ДХАРМА
  7. Катхаупанишада и современность. Рубрика: ДХАРМА



  Автор материала: @ovtretya.                                                  Редактор:  @kayros.  

  С Вами и для Вас теперь – «Волшебная Индия»!                                 05.12.2017  

10
41.069 GOLOS
На Golos с August 2017
Комментарии (30)
Сортировать по:
Сначала старые