Картинная галерея. Зинаида Серебрякова «За завтраком»
Рассказ @viromiro в галерее «кулинарной БИБЛИОТЕКИ» - семейная трапеза кистью классика.
Вся культура человечества взывает – едой следует делиться. Неслучайно картины с изображенной на ней коллективной трапезой как бы приглашают зрителей включиться в «пир на весь мир», приобщиться к всечеловеческому и всемирному единству, универсуму. Немыслимых высот достигает эта тема в религиозной живописи. Достаточно вспомнить «Тайную вечерю».
Более камерное и интимное звучание обретает тема семейной трапезы. Изображение семейного застолья дает возможность передать нюансы человеческих отношений, запечатлеть миг особой близости и единения, скрепленного совместно вкушаемой пищей.
З. Серебрякова "За завтраком", 1914
Чаще всего картины такой тематики относятся к бытовому жанру, знаменитому своей дотошностью и вниманием к каждой детали. Существуют и полотна, которые можно назвать «групповым портретом». Именно к такому жанру можно отнести очаровательную работу Зинаиды Евгеньевны Серебряковой (1884-1967) «За завтраком».
Картина была написана в 1914 году. Год, когда начнет рушиться старый, знакомый и такой уютный мир. Пройдет несколько лет, и Серебрякова потеряет мужа, эмигрирует во Францию, оставив в России двоих детей и мать.
А пока на картине царит безмятежность и покой и, кажется, у изображенных на ней детей может быть «только радость впереди».
В этом нас убеждают распахнутые детские глаза, уверенный разворот трехлетней Тани, чистые яркие тона. На картине мы видим троих из четверых детей художницы: пьющего воду восьмилетнего Женю, на секунду повернувшегося к зрителю семилетнего Сашу, маленькую Танечку. «За кадром» осталась годовалая Катя. Кроме того, мы видим чьи-то руки, разливающие суп. Это мать Серебряковой, Екатерина Николаевна.
Работа «За завтраком» признана одним из лучших образных воплощений Детства. Серебряковой удалось раскрыть характер каждого ребенка, передать их непосредственность и живость.
Поражает в картине и тщательно выписанная, блестящая посуда: фарфоровая супница и тарелки, яркий, праздничный кувшин, яркая белизна солонки, сахарницы, «живое» стекло стаканов и графина. Все стоит на своих местах, упорядоченно и устойчиво. Пронизано любовью и заботой.
Картина совершенна и композиционно, и живописно, но главное, что присутствует в ней – это любящий материнский взгляд.
З. Серебрякова, «За туалетом» автопортрет, 1909
У кого-то может возникнуть вопрос: почему дети за завтраком едят суп? Кстати, второе название картины – «За обедом», что более понятно привыкшим к сложившемуся в советское время расписанию питания.
Но все же более аутентичным будет название «За завтраком».
О традиции двух завтраков мы упоминали уже в посте Викторины. В дворянской семье Серебряковой также было два завтрака: первый, утренний, с булочкой и молоком. И второй, часов в 12, и больше напоминающий обед.
Хотелось бы пофантазировать, что за суп разлит по тарелкам. Какие будут версии?))
Читайте также
Картинная галерея. Истина в вине.. или яйце?
Завораживающие танцы с осьминогом
Картинная галерея. К. Петров-Водкин «Селедка»