Уважаемые пользователи Голос!
Сайт доступен в режиме «чтение» до сентября 2020 года. Операции с токенами Golos, Cyber можно проводить, используя альтернативные клиенты или через эксплорер Cyberway. Подробности здесь: https://golos.io/@goloscore/operacii-s-tokenami-golos-cyber-1594822432061
С уважением, команда “Голос”
GOLOS
RU
EN
UA
vp-magic-india
7 лет назад

Катха-упанишада. Искушение Начикеты. Рубрика: ДХАРМА


19. «Этот огонь, о котором ты просил, как о втором благословении, будет называться твоим именем, и его возжигание дарует освобождение. Отныне люди будут называть эту ягью твоим именем. Теперь проси о третьем благословении, о Начикета», — сказал повелитель смерти. 

     Тогда мальчик Начикета просил третье благословение, по глубине своей превосходящее всё, сказанное раннее. На этом моменте стоит погрузится в тишину. Минута молчания, уважаемые читатели, минута глубокого раздумья. На пороге смерти всем когда-нибудь придётся погрузиться в эту непроглядную глубину и спросить у смерти: 

20. У меня есть сомнение касательно освобождённых душ: некоторые говорят, что есть личность, которая выше их, но другие говорят, что её не существует. Пожалуйста, объясни мне эту тему — пусть это будет третьим моим благословением.


     Постижение тайны жизни и смерти

     Спросить о существовании сверхличности, которая выше души. Однако это знание настолько сокровенно, что повелитель смерти предлагает Начикете выбрать другое благословение, но не спрашивать о тайнах души и смерти. 

21. Эту личность, которую зовут Дхарма, очень трудно постичь. В прошлом даже полубоги не могли прийти к конечному заключению о его природе. О Начикета, выбери себе другое благословение, не вынуждай меня давать такое обещание. 

     Яма видел в Начикете великий разум, но все же пытался уйти от ответа, аргументируя тем, что даже полубоги не знают «о великой личности»: куда же вам, смертным, знать об этом? 

     Согласно буддийским текстам, когда Будда давал наставления своим ученикам, полубоги приходили послушать его. Полубоги хотели узнать ту тайну, о которой просит Начикета. Но повелитель смерти не мог раскрыть все карты перед мальчиком, который в полном смирении просит о таком великом знании: 

22. Хоть ты говоришь, что полубоги не пришли к конечному заключению и эта тема трудна для понимания, все же я спрашиваю тебя, о олицетворённая смерть, ибо нет более великого философа, чем ты, и нет более великого благословения, чем это. 


     Будда даёт наставления ученикам

     Начикета настаивал именно на этом благословении. Тогда повелитель смерти поставил Начикету в такие условия, в которых окажется каждый из нас в момент смерти. Яма хотел проверить, достоин ли Начикета принять это глубокое знание, достоин ли он освобождения, насколько чисты его помыслы и насколько он сжёг «ложное эго» в священном огне души.  

     «Ложное эго» всегда заставляет думать живое существо, что «я есть это воплощённое тело, а не душа». Именно эго заставляет примерять множество масок лицемерия для удовлетворения своих собственных плотских потребностей и интересов. Мы смотрим на мир через эту призму «ложного эго» ума, которому кажется, что оно вечно, что вечен ум. 

     В жизни каждого из нас наступит момент, когда ум будет разрушаться и связи с воплощённым телом будут увядать. Душа будет с трепетом извлечена из собственной обители, оставляя за собой безжизненный труп. Несмотря на это, «ложное эго» настолько сильно окутывает душу, что она даже не понимает, что воплощённое тело давно засыпано сырой землёй. Она так крепко привязывается к материальному телу, что даже после его смерти считает себя воплощённой в физической оболочке. 

     Силой своей мысли душа создаёт свою реальность, которая напоминает сон, где всё кажется реальным. Таким образом и появляются различные призраки, о которых так часто снимают фильмы ужасов. Но ужас даже не в этом, а в том, что душа попадает в зеркальный мир, в котором создаёт себе то пространство, в котором жила при воплощении. И ей не понять, где реальность, а где иллюзия. Как понять, жив я сейчас или всё, что я вижу и делаю – это просто воображение моей души? Что истина, а что ложь?


     Начикета просит благословения

     Начикета спросил об истинном — тайнах души. Яма стал предлагать ложное. Он поставил Начикету перед выбором. На одну чашу весов повелитель смерти положил все материальные и чувственные наслаждения, а на другую желание Начикеты знать истину. 

23 - 25.  Выбери сыновей и внуков, которые будут здравствовать сто лет; выбери множество коров, слонов, золота и лошадей; пожелай стать императором всего мира и жить столько осеней сколько захочешь!
Если желаешь, выбери похожее благословение; выбери богатство и долголетие. Стань императором всей земли. Все люди будут завидовать твоему могуществу!
Какое бы благо ты не пожелал, труднодостижимое в этом мире смертных, я дарую тебе. Хочешь, я подарю тебе красивых девушек, сидящих на колесницах и играющих на музыкальных инструментах? Ещё ни один мужчина не мечтал о таких красавицах! Эти красавицы будут служить тебе, но не спрашивай меня об освобождённых душах и тайнах смерти.  

     Такими словами «конец всего сущего» забросил наживку для «ложного эго» Начикеты. Ведь «ложное эго» всегда ставит своё наслаждение выше всего — выше души и интересов других. Но тайну смерти может знать только тот, кто освободился от оков ума. Если Начикета примет вдруг предложение Ямы, в сей же миг он  погибнет, как погибают миллиарды живущих на этой земле. 


     Сад земных наслаждений.  Иероним Босх (1503-1515 гг.)

     Умирают богатые и бедные, здоровые и больные. Умирают все! Но как банальна и проста правда жизни — человек работает, накапливает и накапливает богатства. «Ложное эго» хочет больше и больше наслаждений, а в могилу живое существо не возьмёт ни копейки. Оставшееся богатство, пожалуй, только и пригодится для золотого гробика с бриллиантами. Гонка за наслаждениями, предложенными Ямой, напоминает бег мертвецов за более пышными и богатыми похоронами. Но мы пришли в этот мир ни с чем, ни с чем и уйдём, а затем снова родимся, не имея ничего. Вот такая ирония судьбы. 

     Начикете было всего лишь семь лет и блеск золота не затмил ещё его ум. Стремление к чувственным наслаждениям ещё не возымели власть над ним, его душа абсолютно чиста. В ответ на соблазняющие речи Ямы, Начикета произнёс мудрую речь:     

27. Богатства никогда не удовлетворят душу человека. В любом случаем мы станем обладателями богатств, обещанных тобой, и будем жить ровно столько, сколько ты нам отмерил. Но я желаю только то благословение, которое я выбрал.         

     Можно иметь множество материальных богатств, жить как угодно долго, но годы идут, а с ними и увядает наше физическое тело. Наступает старость, а с ней приходят многочисленные болезни и страдания. Мы глотаем таблетки, чтобы хоть ещё на чуть-чуть, совсем на капельку ухватиться за эту материальную жизнь, за это тело, но смерть забирает всё. 

     Наше богатство становится причиной войн и конфликтов следующих поколений, наших потомков. Но нас уже нет в этом мире, и нам ничего не остаётся, как с болью наблюдать своих потомков, расплачивающихся за наши грехи. В логове смерти мы понимаем, что вся наша жизнь была ошибочной, она приводит в ад. Хочется крикнуть оттуда: «Стоп, люди! Наши сыновья, внуки и правнуки, материальные наслаждения — это неверный путь!» Но мы молчим, погребённые в немых могилах. 

     Как видите, независимо от того, умрёт ли человек или будет жить, не найдёт он счастья ни здесь, в воплощении, ни за его пределами, в логове смерти. О чём и говорит Начикета: 

28-29. «О мудрейший, достигнув мира, свободного от старости, обитель бессмертных, разве человек захочет вернуться оттуда в бренный мир? Даже если человеку удастся прожить долгую жизнь, будет ли он счастлив от мирской красоты, развлечений и любви?                  

     «О смерть, поведай о том, о чём спрашивает разумный человек», — о великом освобождении! Так как эта тема сокровенна, Начикета не желает для себя другого благословения. 

     Таким строфами заканчивается первая часть Катха-упанишады. Что ждёт нашего мальчика впереди, вы узнаете во втором цикле статей, посвящённых Катха-упанишаде

     Спасибо за внимание!


     Дада Садананда объясняет, что такое «ложного эго», и рассказывает о том, как с ним справиться:



     Предыдущие главы читайте здесь:

  1. Катха – упанишада. Сын брахмана. Часть 1. Рубрика: ДХАРМА
  2. Катха – упанишада. Сын брахмана. Часть 2. Рубрика: ДХАРМА
  3. Катха – упанишада. Иллюзия смерти. Часть 1. Рубрика: ДХАРМА
  4. Катха – упанишада. Иллюзия смерти. Часть 2. Рубрика: ДХАРМА
  5. Катха – упанишада. Прощённый отец. Рубрика: ДХАРМА
  6. Катхаупанишада. В поисках бессмертия. Рубрика: ДХАРМА
  7. Катхаупанишада и современность. Рубрика: ДХАРМА
  8. Катхаупанишада. Огонь Начикеты. Рубрика: ДХАРМА
  9. Катхаупанишада. Ложное эго. Рубрика: ДХАРМА



  Автор материала: @ovtretya.                                                  Редактор:  @kayros.

  С Вами и для Вас теперь – «Волшебная Индия»!                                15.12.2017


2
37.964 GOLOS
На Golos с August 2017
Комментарии (27)
Сортировать по:
Сначала старые