Уважаемые пользователи Голос!
Сайт доступен в режиме «чтение» до сентября 2020 года. Операции с токенами Golos, Cyber можно проводить, используя альтернативные клиенты или через эксплорер Cyberway. Подробности здесь: https://golos.io/@goloscore/operacii-s-tokenami-golos-cyber-1594822432061
С уважением, команда “Голос”
GOLOS
RU
EN
UA
vp-magic-india
7 лет назад

Катха-упанишада. Ложное эго. Рубрика: ДХАРМА


     В обители смерти Начикета узнал о священном огне, приводящем в рай и к вечности. Яма рассказал, как возжечь этот огонь, из каких кирпичиков состоит алтарь, и дал Начикете наставления о препятствиях на пути зажигания священного огня. 

     В прошлой статье мы выяснили, что огонь тот – индивидуальная душа, часть всеобщего Духа. Дух, проникающий в плоть в момент рождения, разделяется на две части. Одна часть облекается умом, а другая – неизменна и постоянна. «Индивидуальная душа» и «параматма» называют эти части в традиции Вед. Это одно целое, всеобщий дух, часть Всевышнего. Когда живое существо осознает себя как индивидуальную душу, оно познает параматму. Познав параматму, живое существо познает самого Всевышнего, а познав Всевышнего, живое существо становится единым с ним. Казалось бы, простая цепочка –  осознать себя как душу и живое существо свободно от рождений и смертей. Но, как и в любом древнем сказании, в Катха-упанишаде содержится более глубокий философский смысл.

     Камнем преткновения для познания индивидуальной души становится ум, через который она совершает деятельность и познаёт окружающий мир. С течением времени и своими деяниями душа начинает отождествлять себя с воплощённым телом и этим умом. «Я есть набор клеток, я – эта рука или нога», – такие выражения можно услышать из уст множества индивидуальных душ. Проходит ещё время, и душа уже начинает отождествлять себя полностью с воплощённым миром, она начинает считать, что ей в материальном мире что-то принадлежит: «Это моя квартира, мои дети, мои деньги и т.д.». Но на самом деле, если вдуматься и в сей же миг избавиться от этого воплощения, останется только дух. Не будет ни детей, ни семьи, ни денег. В этом мире живому существу абсолютно ничего не принадлежит, ему только временно дали попользоваться материальными объектами. Душа, подверженная влиянию ума и его производных мыслей, начинает неосознанно отождествлять себя с этим материальным миром. Такое отождествление души с проявленным миром получило название «ложное эго». Ложное эго рождается в уме, как только живое существо появляется на свет. 


     Tu fui ego eris.  Иоганн Георг Диффенбруннер  (1718 - 1785)

     Таким образом, в живом существе примеряются  две сущности: Дух, который состоит из параматмы и индивидуальной души, и ложное эго, которое постоянно проецирует в уме мысли, содержащие предлоги «я» и «моё». Именно ложное эго мешает живому существу осознать своё «истинное я».    

     Поэтому Яма даёт понять Начикете, что нужно избавиться от ложного эго, познать себя как индивидуальную душу, слиться с параматмой, тогда можно избежать оков смерти. Но для этого необходимо совершать действия, и Яма даёт Начикете указания, что необходимо сделать, чтобы воспылал огонь бессмертия на алтаре:  

17. Тот, кто три раза совершил Начикета-ягью, совершил благоприятное действие в соответствии с принципами трёх вед и исполнил три вида предписанных обязанностей [проведение ягьи, помощь неимущим и совершение аскезы],. такой человек освобождается от рождения и смерти. Познав Его, о ком говорят веды как о достойном поклонения, человек обретает вечный мир и покой.


     Бодхисатта Гаутама с группой пяти аскетов

     Повелитель смерти явно указывает Начикете на три вида деятельности: 

  1. Совершение аскезы. Аскезой считается отречение от материальных благ. Примером аскезы может служит отречение от пищи или сексуальных наслаждений. Но как только человек отрекается, ложное эго диктует: «Как я могу без пищи? Я же воплощённое тело. А для поддержания тела необходима пища. И организм начинает просить и просить еды». Или ложное эго говорит: «Как я могу отказаться от сексуальных отношений, ведь воплощённое тело нуждается в самовоспроизведении». Также бывает и аскеза речи. Например, всегда говорить только правду. Но и тут включается ложное эго: «Как я могу сказать этому человеку правду, это не выгодно мне, такая правда ничего мне не даст». Ложное эго всегда видит себя на первом месте, делает то, что удовлетворяет его интересы. Однако, если человек продолжает исполнять аскезу, он сжигает ложное эго на священном огне. Аскезой зажигается священный огонь первый раз.
  2. Помощь неимущим. Помощь страждущим. Помощь может быть либо материальной либо духовной. Но и здесь не обойтись без ложного эго: «Мне бы прокормить свою семью, разобраться со своими проблемами, а тут ещё помощь кому-то. Надо же съездить в отпуск, отдохнуть, ведь отдых – одна из потребностей материального тела». Но когда живое существо продолжает помогать другим существам, оно второй раз сжигает ложное эго и зажигает священный огонь. 
  3. Проведение ягьи. Ягья –  это священный ритуал, который содержит в себе три ингредиента :
  • Атман –  это дух, разделённый на параматму и индивидуальную душу – сам священный огонь;
  • количество кирпичей, из которых состоит жертвенный алтарь;
  • форма жертвенного алтаря. 


     Монах, кормящий бедных. Луи Галле (1845)

     В прошлой публикации я упоминал, что жертвенный алтарь имеет форму круга и состоит из 360 кирпичей. Если рассматривать этот образ в трехмерном пространстве, то получается сфера. Внутри сферы горит жертвенный огонь, пройти к которому можно в трёх направлениях: в глубину, в ширину и в высоту . Вот эти три направления движения внутри сферы и определяют три действия: аскезу, помощь неимущим и ягью, – которые и ведут к священному огню. 

     Также я упоминал, что жертвенный алтарь олицетворяет разум. Разум, лишённый ложного эго. Когда разум лишается ложного эго, он приобретает форму шара, внутри которого можно передвигаться в трёх направлениях. Тогда разум замкнут, в нём нет двойственности и разделений на параматму и индивидуальную душу; они слиты во едино. В шаре нет угловатостей, нет неровностей. Параматма и душа представляются как единый дух, для такого разума – Атман. 


     Единение параматмы и души

     Итак, мы построили алтарь разума и с помощью трёх действий начинаем двигаться к священному огню. В прошлый раз мы олицетворили священный огонь с индивидуальной душой. Но это не совсем корректно. Священный огонь – это жизненная сила души. Та сила, которая заставляет глаз моргать, а ухо слышать. Та сила, которая приводит в движение руки и ноги. Эта сила оживляет мёртвую материю, даёт жизнь. Вот тот священный огонь, расположенный в разуме просветлённых. Именно его можно наблюдать в глазах живого существа. Посмотрите в глаза ребёнка. Как они блестят – маленькие огонёчки! Хочется и хочется смотреть. В них есть яркость, энергия жизни так и переливается через край. Затем посмотрите в глаза больного человека. Вы увидите тусклую дымку и пелену, а также помутневший взгляд. А если заглянуть в глаза умершего, можно увидеть стеклянный взгляд, лишённый всякого огня. 

     Тот, кто трижды зажигает этот огонь... Впрочем, передадим слово повелителю смерти: 

Тот, кто три раза совершил Начикета-ягью и познал три ингредиента ягьи [Атмана, число кирпичей и форму их укладки], такой человек освободившись от пут смерти. избавляется от скорби и наслаждается духовным блаженством в мире Атмана.     

     Но кто же трижды сумел совершить Начикета-ягью? Кто победил смерть?

     Вспомним самых известных учителей человечества. Христос построил прочный алтарь разума. Кто скажет, что Христос был не разумным? Христос помогал неимущим и больным. И, наконец, он совершил великую аскезу: отрёкся от своего тела, умирая на кресте, при этом не испытывая зла и ненависти к распявшим его. Т.е. Христос трижды зажёг священный огонь, но умер ли он? Если умер, тогда почему мы до сих пор отмечаем воскрешение Христово? А Будда? Он отрёкся от царства, построил прочный фундамент разума и помогал неимущим. Но умер ли он?

     Продолжение следует….       


     О том, как наступает единение души и тела в йоге и других восточных школах, рассказывает психолог Виктор Хашпар:



     Предыдущие главы читайте здесь:

  1. Катха – упанишада. Сын брахмана. Часть 1. Рубрика: ДХАРМА
  2. Катха – упанишада. Сын брахмана. Часть 2. Рубрика: ДХАРМА
  3. Катха – упанишада. Иллюзия смерти. Часть 1. Рубрика: ДХАРМА
  4. Катха – упанишада. Иллюзия смерти. Часть 2. Рубрика: ДХАРМА
  5. Катха – упанишада. Прощённый отец. Рубрика: ДХАРМА
  6. Катхаупанишада. В поисках бессмертия. Рубрика: ДХАРМА
  7. Катхаупанишада и современность. Рубрика: ДХАРМА
  8. Катха-упанишада. Огонь Начикеты. Рубрика: ДХАРМА


 

  Автор материала: @ovtretya.                                                  Редактор:  @kayros.

  С Вами и для Вас теперь – «Волшебная Индия»!                                08.12.2017   


13
44.168 GOLOS
На Golos с August 2017
Комментарии (46)
Сортировать по:
Сначала старые